2025-07-23T14:04:54+10:00 2025-07-23T14:04:54+10:00

«Я не строю империю». Как производят соевый сыр в Приморье

Все началось с декрета и… отсутствия на полках магазинов того, что мне было нужно.

Беременность перевернула мои привычки: мясо вызывало отвращение, а врачи напоминали о необходимости белка. Тогда я вспомнила про тофу – соевый сыр, о котором когда-то рассказывал знакомый с таможни. Но в магазинах Владивостока он был только импортный, дорогой и безвкусный. «Почему бы не сделать его самой?» – подумала я. Конкуренции ноль, спрос есть, а значит, и шанс есть.

Первые эксперименты проходились на кухне. Соевые бобы, вода, коагулянт, казалось, все просто. Но тофу получался то слишком рыхлым, то отдавал странным запахом. Позже я узнала, что соя бывает разная: нужны бобы без «аромата», специальные сорта и выращенные без химии. Нашла поставщика в Краснодаре, потом в Приморье, у Черниговского агрохолдинга. А коагулянт Японский Nigari, из глубоководной морской соли, заказывала прямо из Страны восходящего солнца. Так родился наш первый по-настоящему вкусный тофу.

Старт был скромным: небольшая китайская машина для соевого молока, арендованная комнатка, партнер, который через год решил, что это «не его». Вложила все сбережения – полтора миллиона рублей. Первые партии тофу я сама развозила по магазинам. Менеджеры сетей пожимали плечами: «Кому нужен этот странный творог?» Но я возвращалась снова и снова, объясняла, что тофу – это не экзотика, а полезный продукт для постящихся, вегетарианцев и просто тех, кто следит за здоровьем.

Через год купили б/у корейской линии за 1,3 миллиона рублей. Цех переезжал три раза, пока я не поняла: идеального помещения не существует, его надо создавать под себя. Сейчас у нас 100 квадратов: полностью оборудованный цех по всем стандартам ХАССП, есть небольшой склад и офис, и самое – главное это дружная команда из пяти человек, включая технолога Дениса Васильевича, который уверяет, что горячее соевое молоко пахнет… манной кашей.

Главный прорыв случился, когда мы освоили реторт упаковку и технологию стерилизации, которая увеличила срок хранения тофу без консервантов. Автоклав стоил полтора миллиона, и на него копили шесть лет. Зато теперь наш продукт доезжает даже до Магадана и Москвы.

Но самое сложное – не производство, а «пробивание» сетей. Помог дизайн: яркая упаковка привлекла внимание. Сегодня Green East продается в 150 магазинах Дальнего Востока, иногда нашу продукцию заказывает московский «Ашан». А еще мы делаем тофу с папоротником, морской капустой и кимчи – рецепты, которые придумывали на домашней кухне.

Я не строю империю. Мой тофу – ремесло, в котором важны качество и честность. Каждый рубль с проданной пачки идет в фонд «Детские деревни SOS». А еще я верю, что со временем россияне полюбят тофу не меньше, чем японцы. Ведь это вкусно, полезно и… по-настоящему.

Когда меня спрашивают, в чем секрет, я отвечаю: «Просто начать… Даже если кажется, что рынок не готов».

Сейчас я мечтаю о линии за 9 миллионов – полностью автоматизированной. Но пока делаем многое вручную, ведь тофу – живой продукт и готовится с душой.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX