2025-07-29T16:52:04+10:00 2025-07-29T16:52:04+10:00

Торговое напряжение. Маркетплейсы не успеют истребить традиционную розницу

Почему маркетплейсы зачастую предлагают бытовую технику по ценам ниже, чем в рознице? Обычно такую разницу в ценах объясняют экономией на онлайн-инфраструктуре, жесткой конкуренцией между многочисленными продавцами на маркетплейсах и тому подобными экономическими факторами. Однако главная причина демпинга онлайн-торговцев – это своеобразная модель бизнеса маркетплейсов.

В частности, товар не принадлежит маркетплейсам, работники на пунктах выдачи не имеют отношения к штатному расписанию маркетплейсов – там сплошь самозанятые. Маркетплейсы как бы исполняют сервисные функции вроде организации логистики, ответственного хранения чужого товара, рекламы и так далее. Но кто и как растаможивает  товар и какие там в пунктах начисления на зарплату – это «не барское» дело, маркетплейсы ни при чем.

Вот и подумайте, насколько уместно использовать словечко «как бы» при описании модели бизнеса маркетплейсов, которые как бы ни за что не отвечают…

Если бы розничные сети создали альтернативную сеть как бы независимых мелких магазинов, которые «как бы» не имеют отношения к «Эльдорадо», «М-Видео» или ДНС, поэтому работают на упрощенной системе налогообложения, то мы немедленно услышали бы о возбуждении громких уголовных дел о разбиении бизнеса для целей оптимизации налогообложения. На маркетплейсы власти пока смотрят сквозь пальцы, но долго это не может продолжаться и онлайн-торговля займет свою нишу на рынке бытовой техники (и не только), но не успеет полностью истребить традиционные торговые центры. Магазины же шаговой доступности даже и сегодня способны выживать в неравной борьбе с маркетплейсами.

Под давлением демпинга маркетплейсов традиционная розница будет сокращаться, а те, кто останется в живых, будут меняться. Традиционная аббревиатура ТЦ в свое время ушла в прошлое, вошли в моду ТРЦ, а теперь на авансцену выходят РТЦ, где торговые площади играют вспомогательную роль. Скорее, там совершают импульсные покупки те, кто пришел развлекаться: посетить фудкорт или посмотреть кино, или же повеселиться на аттракционах.

Разумеется, в первую очередь маркетплейсы теснят розницу в секторе мелкой бытовой техники (МБТ), поскольку в случае крупных покупок покупатели по-прежнему ценят гарантийные талоны традиционных магазинов, так как пункт выдачи сегодня есть, а завтра нет, или вывеска сменилась, или еще что… Таким образом, чтобы развить массовые продажи белой техники (холодильников и стиральных машин), маркетплейсам придется создавать паутину сервисных центров и не только.

Кроме того, в большинстве пунктов выдачи белую технику и разместить-то негде, нужна прямая доставка с центрального склада, а это вступает в противоречие с бизнес-моделью, когда и товар не мой, и сервисные центры не принадлежат маркетплейсу, и за возврат товара по гарантии какие-то самозанятые отвечают. Короче говоря, торговые площади традиционных магазинов подсократятся, но не исчезнут, особенно после того, как «железная рука» государства доберется до маркетплейсов.

В мире давно уже идет процесс так называемого демоллинга, то есть закрытия и перепрофилирования крупных торговых центров в результате кризиса офлайн-торговли из-за нашествия маркетплейсов. В США даже придумали перепрофилировать торговые площади огромных ТЦ под жилье, а традиционных мебельных магазинов в Америке давно уже не найти, только онлайн. В Европе не очень распространены торговые центры более 100 тыс. кв. м и тренда к укрупнению магазинов уже не наблюдается. В России сегодня около 2000 современных торговых центров. По мнению Олега Войцеховского, основателя Российского совета торговых центров, на грани банкротства могут оказаться порядка 20% из них.

Так или иначе, у каждой организационной формы торговли останется своя ниша. Какая? Скоро узнаем…

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX