Недавно Минпромторг предложил ввести утильсбор на автомобили с мощностью свыше 160 лошадиных сил, чтобы защитить отечественного производителя АвтоВАЗа от серого и параллельного импорта, особенно из Японии, Кореи и Китая. На первый взгляд идея кажется логичной и даже полезной – поддержать своих производителей всегда важно. Но на самом деле ситуация гораздо сложнее, и за этим решением скрываются нюансы, о которых стоит узнать подробнее. Сейчас расскажу, почему все происходит именно так.
Минпромторг заявил, что утильсбор коснется лишь 30% автомобилей, а 70% останутся вне его действия. Однако 70-80% параллельного импорта автомобилей имеют мощность свыше 160 л. с. Например, в Японии около 70% автомобилей менее 160 л. с., поскольку там предпочитают менее мощные машины. В Корее же 80% автомобилей – это средний и премиум-сегмент с мощностью свыше 160 л. с., и этот рынок, вероятно, пострадает больше всего. Китай занимает первое место по поставкам в Россию, причем около 70-75% автомобилей там также мощнее 160 л. с. За неполный год в Россию ввезено полмиллиона автомобилей, большая часть – через Владивостокскую таможню. Государство получает с этих машин около 150-180 млрд руб. таможенных платежей, а планируемый доход от повышения утильсбора – всего 50-60 млрд. Получается, что повышение утильсбора может обернуться ущербом для бюджета, ведь часть импорта с мощными автомобилями может сократиться, а вместе с ним и доходы государства.
Немногие согласятся платить минимальный утильсбор за автомобили мощностью свыше 160 л. с., который составляет от 1,2 до 3,6+ млн руб. – это действительно огромные суммы. Из-за этого рынок неизбежно просядет, и бюджет может столкнуться с дефицитом порядка 80%. Но это только начало – речь идет не только о таможенных платежах и утильсборе.
Автомобильная отрасль включает в себя множество связанных сфер: порты, где заходят суда из Японии и Кореи, платят портовые, канальные и навигационные сборы. Сокращение числа судов ударит по разгрузочным цехам, терминалам, транспортным компаниям, таможенным агентам, сервисам и магазинам – то есть по всем, кто платит налоги. Пострадают СТО, шиномонтажи, автомастерские и магазины, которые десятилетиями поддерживают экономику Владивостока. В таможенных органах грядут сокращения, тысячи людей могут потерять работу, среди которых – арендодатели, арендаторы, владельцы стоянок и парковок. И если к этому добавить возможный запрет на правый руль, то исчезнут около 70% японских автомобилей.
В итоге возникает закономерный вопрос: зачем все это делается? Ради спасения «АвтоВАЗа»? Но ведь если зарубежные автомобили до 160 л. с. станут более привлекательными по цене и качеству, то «Лада» потеряет свою конкурентоспособность и спрос на нее упадет. Чтобы «Лада» могла успешно конкурировать, логично было бы вводить утилизационный сбор именно на менее мощные машины. Чтобы компенсировать «дыру» в бюджете, вызванную введением утильсбора на автомобили с мощностью свыше 160 л. с., «АвтоВАЗу» пришлось бы продать дополнительно от 557 до 892 тыс. новых «Лад». При средней цене автомобиля в 1,22 млн руб. и НДС около 203 тыс. руб. с каждой машины это означает необходимость невероятного роста продаж – в разы превышающего реальные возможности завода.
Сейчас на российский рынок активно поступает огромное количество автомобилей с внутреннего рынка Китая, что серьезно осложняет ситуацию для официальных дилеров. Они просто не выдерживают конкуренции, ведь параллельный импорт оказывается дешевле, чем покупка машины через официальные каналы внутри страны. Новый законопроект, по сути, поддерживает только официальных китайских дилеров в России, но абсолютно не помогает отечественному автопрому, особенно «АвтоВАЗу», который и так находится в сложном положении. В итоге официальные дилеры получают возможность диктовать свои цены – пусть и не такие высокие, как у параллельного импорта с утильсбором, но все равно достаточно большие. Это значит, что обычный покупатель в России будет платить больше, а альтернативы просто исчезнут. При этом бюджет страны может недополучать деньги, если не появятся новые крупные автоконцерны, которые вернутся на рынок после завершения специальной военной операции.
Таким образом, ситуация складывается так, что государство теряет доходы, отечественный автопром остается без поддержки, а покупатель оказывается в ловушке высоких цен и отсутствия выбора. Очень грустная картина, но именно так все происходит сейчас.