2025-10-06T11:10:10+10:00 2025-10-06T11:10:10+10:00

«Мне стало страшно». Что чувствует молодой человек, проваливший ЕГЭ

Мой сын заканчивал одиннадцатый класс и готовился к ЕГЭ. И тут департамент образования решил провести эксперимент: организовать ЕГЭ по русскому языку для родителей. Идея была в том, чтобы родители смогли почувствовать себя в роли экзаменуемых и лучше понять, что это такое. От каждой школы города требовался один представитель. Классный руководитель моего сына попросила меня: доверили честь представлять школу. Мне стало интересно, и я согласился.

ЕГЭ для родителей проходил в одной из городских школ. В назначенный час мы, ответственные родители, собрались. При себе – черная гелевая ручка, паспорт и, конечно, волнение. В холле нас встретили, пропустили через рамку металлоискателя и проводили по разным классам. Телефоны мы выключили и оставили на учительском столе. Расселись по одному. На столах уже лежали стандартные бланки. Руководитель экзамена вскрыла конверт с заданиями и подробно объяснила, как заполнять бланки. Экзамен был в сокращенном формате и длился один академический час.

Помню, было около десяти заданий по грамматике, морфологии и синтаксису. А потом – написать изложение по пространному, витиеватому публицистическому тексту о Людях, Лидерах, Добре и Зле. Нужно было уложиться в определенное количество слов и раскрыть тему. Я занервничал.

Знаете, что такое «синдром менеджера»? Это когда в условиях дефицита времени нужно качественно решить несколько задач, да еще и под грузом ответственности. Вроде бы игра, но нервы на пределе! Настоящее экспериментальное моделирование невроза, как сказали бы психологи!

Честно признаюсь, русский язык я подзабыл. Тридцать лет работы в медицине дали о себе знать. Но, по ощущениям, на семь вопросов я ответил верно. Когда взялся за изложение, посмотрел на часы – время поджимало. Нервировал подсчет слов и необходимость писать ручкой! Отвык за годы работы за компьютером! Но я успел, написал и сдал. Сказали, что результат можно узнать через пару дней.

Позвонил. «Вы не сдали ЕГЭ», – услышал я в ответ. Я возразил: «Я окончил филфак, постоянно публиковался в газете, где был «человеком в каждой букве», состою в Союзе писателей XXI века, издал семь книг, одна из которых рекомендована студентам вузов по судебно-психологическим экспертизам. И я – не сдал?»

«Нет, – ответили мне, – апелляция не предусмотрена».

В тот момент я почувствовал себя офицером, с которого сорвали ордена и сломали шпагу над головой. Огорчился. Но потом посмеялся и успокоился – я же взрослый человек, с закаленной нервной системой. Но я представил, что чувствует молодой человек, проваливший ЕГЭ, – и мне стало страшно!

На противоположном полюсе от ЕГЭ – мои воспоминания об учебе на психологическом факультете. Перед сессией декан сказал:

– Я не хочу, чтобы вы нервничали и жгли свои нервы. Не нужно тянуть билеты. Мне интересно, как вы мыслите и рассуждаете.

Мы сели в круг и сорок минут обсуждали тему его предмета. Этот семинар я помню до сих пор.

Я не призываю проводить выпускные экзамены именно так. Но, думаю, между ЕГЭ и подобным семинаром существует множество других вариантов оценки знаний. Общество вполне способно найти, обдумать и выбрать наименее травматичный для нервной системы способ, который устроит и учащихся.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX