2025-10-13T12:19:51+10:00 2025-10-13T12:19:51+10:00

Наша гавань. Как русские моряки впервые ступили на землю Приморья

фото: ru.wikipedia.org |  Наша гавань. Как русские моряки впервые ступили на землю Приморья
фото: ru.wikipedia.org

В мае 1854 г. русские моряки впервые ступили на землю Приморья. Команда фрегата «Паллада», состоявшая из 24 офицеров, священника, гражданских лиц и 394 матросов, исследовала прибрежную полосу от устья реки Туманной до мыса Гамова. Имена некоторых из них навсегда запечатлелись на карте региона.

Экспедицию возглавлял вице-адмирал Евфимий Путятин, будущий министр просвещения России. Его основной целью было установление торгово-политических отношений с Японией, чего он успешно добился. Однако начавшаяся Крымская война прервала дальнейшие исследования россиян на юге современного Приморья.

Параллельно, в 1853 г., в Императорской Гавани (ныне Советская Гавань) готовилась экспедиция морского офицера Николая Бошняка. Планировалось, что с открытием навигации он проследует вдоль берега до устья реки Раздольной. Однако суровая зима, унесшая жизни трети личного состава, и последующая опять-таки Крымская война помешали этим планам.

Исследование Приморья с севера стало возможным лишь после окончания войны.

В этот период губернатор Восточной Сибири Муравьев разработал амбициозную программу по заселению Амура и обеспечению безопасности Тихоокеанского побережья. Программа предусматривала массовые сплавы с верховьев реки в ее низовья с расселением поселенцев, военных, доставкой припасов и оружия по всему ее течению.

В одном из таких сплавов принял участие и граф Путятин, уже в качестве Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра. Он путешествовал на катере с небольшими жилыми постройками на палубе, в то время как его свита плыла на большой барже, также оборудованной для проживания. На этот раз целью экспедиции было установление торгово-политических отношений с Китаем.

«Наступила весна 1857 г., и, как только сошел лед, совершенно неожиданно в Николаевск прибыл граф Е. В. Путятин на барже с верховьев Амура, — вспоминал морской офицер Линден, ранее служивший с Путятиным на «Палладе». — Его целью было отправиться на пароходе «Америка» к устью реки Пейхо, недоступной для иностранцев, а оттуда в Тяньдзин для заключения торгового трактата с Китаем».

Граф Путятин, получивший свой титул за экспедицию в Японию, на этот раз имел внушительную свиту: Петр Алексеевич Пещуров, барон Остен-Сакен, известный синолог архимандрит Аввакум, доктор и переводчик китайского языка Татаринов, военный инженер Ватовский и капитан конной артиллерии Баллюзек. Вместе с графом прибыл и Н. М. Чихачов, вновь назначенный начальником штаба сибирской флотилии. Он принял командование пароходом «Америка», в то время как его предшественник, Шкот, вынужден был занять второстепенную должность старшего офицера. Линден также остался служить на пароходе, что позволило ему принять участие в этом интересном плавании.

В Николаевске Путятин дождался прихода «Америки» и вместе с пришедшим из Сан-Франциско тендером «Камчадал» отправился в Китай. Поставив целью проникнуть в него с моря, через запрещенный к посещению иностранцами ближайший к Китайской столице Печелийский залив.

«13-го числа «Америка» отплыла. Губернатор Козакевич и его свита сели на пароход «Амур», чтобы проводить адмирала в море. В честь этого события с береговой батареи был дан салют.

День выдался поистине чудесным, с приятной температурой, как раз подходящей для хрупкого человечества. Я прогулялся по пляжу за Форт-Пойнт и искупался в прекрасном Амуре, где было настоящей роскошью гулять по галечным берегам, где прекрасные старые сосны колыхались под легким морским бризом, а прибой был достаточно сильным, чтобы наполнить берег музыкой», — вспоминал один из очевидцев отхода.

Адмирал Путятин преследовал двойную цель: изучить два недавно обнаруженных англичанами порта на побережье Маньчжурии, расположенных на отрезке в 60 миль к востоку от 43-й параллели северной широты. Эти территории ныне входят в состав Приморского края. Таким образом, Путятин стал первым российским исследователем нового времени, достигшим и описавшим прибрежные районы северного Приморья.

1 июля 1857 г. из Николаевска отправился в путь колесный пароходо-корвет «Америка» под командованием Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра Н. М. Чихачёва. Ему в помощь был придан тендер «Камчадал» под командованием штабс-капитана А. М. Чудинова. На борту «Америки», помимо членов миссии Путятина, находились 15 участников экспедиции Рудановского. Их задача заключалась в высадке на Сахалин, его детальном описании и основании там российских постов.

Однако из-за неблагоприятных погодных условий Путятин, взяв на буксир тендер «Камчадал», загруженный углем, добытым на Сахалине, решил сначала зайти в отмеченные южнее бухты на континентальном побережье. Тендер, привязанный к корвету, а также сильный ветер и туман замедляли движение.

Наконец 13 июля, когда установилась совершенно тихая погода, шхуна была подтянута к борту парохода, и перегрузка угля началась незамедлительно. Тем временем пароход, продолжая путь, двигался в условиях легкого тумана, еще не приближаясь вплотную к материку. Примерно за два часа до полудня горизонт очистился, и вскоре на расстоянии четырех миль от берега было замечено углубление, не обозначенное на картах. Пароход немедленно направился к нему.

Первоначально углубление казалось скрытым двумя скалистыми островами, которые впоследствии оказались соединенными перешейками с материком. Пройдя между двумя входными мысами, образованными этими полуостровами и разделенными 800 саженями, исследователи обнаружили, что залив состоит из трех бухт. Обойдя их, пароход бросил якорь в самой южной, самой крупной и замкнутой бухте, окруженной живописными горами. Эта бухта представляла собой идеальное место для ремонта и вооружения судов, в то время как северная бухта могла служить превосходным рейдом для кораблей, готовящихся к отплытию. К южной бухте примыкал естественный бассейн, словно созданный природой для строительства дока, требующий лишь минимальных работ для его обустройства.

«В честь наступающего дня памяти Святого Владимира я назвал открытую нами бухту портом Святого Владимира, — доложил Путятин в столицу. — На одном из заметных мысов был установлен дубовый крест с латинской надписью, гласящей, что гавань сия впервые открыта и принята во владение русскими, с указанием ее названия и географического положения».

В бортовом журнале шхуны «Америка» от 15 июля 1857 г. была сделана следующая запись: «Portus St Wladimiri a Rassis primuna inventus et in possion em asseptus est A D 1857 Julin 15 die» (Порт Святого Владимира впервые открыт русскими и принят в их владение 15 июля 1857 г.).

Географическое положение порта было определено поручиком Корпуса флотских штурманов Г. Чудиновым. Его координаты: широта N 43° 55’ 14’’ и долгота O 135° 28’ 13’’. Долгота определялась по хронометрам, поверенным в Николаевске, где долгота была принята равной 140° 42’ 58’’, 5 O. Вместе с другими офицерами парохода Г. Чудинов провел промеры и составил топографическую съемку берегов.

По результатам этих работ была создана первая российская карта залива, начерченная Г. Чудиновым. На ней впервые появились географические объекты с русскими названиями: полуостров и мыс конной артиллерии капитана Л. Ф. Баллюзека, полуостров и мыс Рудановского, полуостров и мыс полевого инженер-штабс-капитана И. Ф. Ватовского, а также мыс поручика Корпуса флотских штурманов А. С. Кузьмина.

Прибывшие отметили отсутствие постоянных жителей в порту Святого Владимира. Были обнаружены лишь несколько маньчжуров и двое китайцев. Маньчжуры занимались рыболовством и охотой исключительно для собственных нужд. Китайцы же пасли лошадей и крупный рогатый скот своих хозяев, поселившихся севернее. Местные маньчжуры называли китайцев пришельцами. Обе группы жили независимо и утверждали, что не имеют связей с китайским правительством.

Осмотрев порт Святого Владимира и проведя в нем ночь для отдыха команды после напряженной работы, перегрузки угля и разведывательных выездов на шлюпках по бухтам, пароход отправился дальше 14 июля, после первой совершенной на нем Божественной литургии. Шхуна «Камчадал» осталась в порту еще на один день. Ей предстояло исправить конопатку подводных пазов и затем вернуться к острову Сахалин. Там планировалась высадка лейтенанта Н. В. Рудановского с его командой и доставка новой партии угля в корейский порт Гамильтон.

Перед отплытием экспедиция Рудановского была переведена на шхуну «Камчадал». Командир тендера А. М. Чудинов, как опытный картограф, был переведен на пароходо-корвет. Командование тендером было поручено прапорщику Кузьмину.

В Гамильтон «Америка» пришла 20 июля, где Путятин распорядился создать угольные склады, в которых предполагалось принять уголь с придущего позднее «Камчадала».

По приказанию графа «Камчадал» должен был закончить изучение акватории в течение нескольких дней, после чего идти к Ильинскому посту, где оставить экспедицию Н. В. Рудовского, далее следовать с депешами в Де-Кастри, после чего взять в Дуэ уголь для «Америки» и отправиться в Печелийский залив для соединения с пароходо-корветом.

«По распоряжению Вашего Сиятельства, — отчитывался впоследствии Рудановский, — сделанному в Порте Св. Владимира, 14 июля 1857 г. я перебрался со своею экспедициею с парохода «Америка» на тендер «Камчадал», который оставался еще на якоре в этом порте до 17 июля, в это время тендер выконопатил свой баргоут, взял каменный балласт, налился пресною водою и по указанию Вашего Сиятельства последовал на мыс (мыс Рудановского), где делалась обсервация Креста, с надписью, данною мне на латынском языке, гласящею об счастливом открытии Порта Св. Владимира 13 июля.

Во время стоянки тендера «Камчадал» в порте Св. Владимира нас посещал местный китаец, и в тот день, как нам оставлять порт, он прибыл к нам на своем боте с узелком, по обыкновению его приняли радушно, и только успели принять его узелок на борт, как он оттолкнул свой бот и объявил, что хочет с нами идти, а если мы его не возьмем, то он бросится в воду. Я его принял и поймал его бот. Этот китаец с ботом усилил мою экспедицию. Впоследствии китаец оказался очень хорошим человеком, трудолюбивый и очень опрятный. Он исправлял у нас должность кока, возвратился на Амур с командою, которая его любила и прозвала его Чарышев, вероятно, искаженное его китайское имя».

Покинувший порт Святого Владимира 17 июля «Камчадал» 20 июля благополучно прибыл на Сахалин, начав свою «японскую» миссию.

До знакомства русских исследователей с бухтой Золотой Рог открытый «Америкой» и «Камчадалом» 13 июля 1857 г. порт Святого Владимира благодаря удобному расположению своих гаваней планировался в качестве основного русского порта на Тихом океане.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX