2025-10-30T08:01:20+10:00 2025-10-30T08:01:20+10:00

Не наш формат? Почему дискаунтеры не прижились в Приморье

фото: яндекс.карты |  Не наш формат? Почему дискаунтеры не прижились в Приморье
фото: яндекс.карты

Хард-дискаунтеры остаются самым быстрорастущим каналом продаж на офлайн-рынке и стремительно расширяют свою покупательскую аудиторию: за последний год частота их посещений выросла, и в среднем количество визитов составляет уже 4–5 в месяц. Исследование «Нильсен» отмечает растущую диверсификацию этого формата: одни сети делают ставку на низкие цены, другие – на широкий ассортимент, третьи – на удобство, приближая покупательский опыт к другим моделям FMCG-ретейла. Однако эти тенденции пока обходят Приморье стороной.

На заре развития современных розничных форматов дискаунтеры казались привлекательными для приморских предпринимателей. Минимальные вложения в оформление торгового зала (лаконичный дизайн, простота) и возможность предложить широкий ассортимент для разных слоев населения обещали высокий товарооборот.

Тем не менее ни один дискаунтер так и не смог закрепиться на рынке. «Кашелка» и «Три кота» ушли в прошлое, «Экономыч» Дмитрия Сулеева, по сути, стал «Реми» в новой упаковке, цены в сети районных продуктовых дискаунтеров «Близкий» (управляет «Самбери») на деле не очень-то экономные, а «Светофор» и вовсе постепенно угасает. Почему же в Приморье любая торговая точка, независимо от названия и формата, неизбежно превращается в супермаркет?

Михаил Лачугин, независимый консультант поставщиков продовольственных товаров в торговые сети, учредитель отраслевого телеграм-канала «Продукт Медиа»: «В последние годы дискаунтеры, такие как «Светофор» и «Маяк», постепенно теряют свою популярность и уходят с рынка. Это явление не совсем связано с экономической ситуацией в стране, скорее, с изменениями потребительского поведения. Раньше магазины низких цен были востребованы, поскольку люди искали недорогие непродовольственные товары и дешевую еду от известных брендов. Однако сейчас маркетплейсы заменили фактически весь ассортимент дискаунтеров, особенно непродовольственный, предлагая широкий выбор товаров онлайн. Кроме того, активное развитие магазинов шаговой доступности сделало базовые продукты питания доступными по низким ценам практически повсеместно. В результате у покупателей отпала необходимость специально идти в дискаунтеры, ведь все нужное легко найти либо в ближайшем супермаркете, либо заказать через Интернет.

Есть еще один важный нюанс, влияющий на постепенное сворачивание формата крупных дискаунтеров. Дело в том, что крупные федеральные сети в последние годы стали очень строго контролировать ассортимент в сторонних дискаунтерах, можно даже сказать, ревностно к нему относиться, особенно когда речь идет о продаже продукции известных брендов по сниженным ценам. Еще несколько лет назад покупатели могли прийти в такой магазин и приобрести популярные торговые марки реально дешевле, чем в целом по рынку, что было одним из важных преимуществ дискаунтеров.

Сейчас же брендовые товары почти исчезли из ассортимента, и дискаунтеры в основном представлены ноунейм-продукцией.

Считаю, что переформатирование торговых сетей, которые изначально позиционировались как дискаунтеры, абсолютно логично, сейчас покупатели стали избирательными, и задача ретейла – привлечь не только низкой ценой ширпотреба, но и уникальным ассортиментом. Например, «Пятерочка» начинала 30 лет назад как магазин низких цен, но сейчас очевидно отходит от формата жесткого дискаунтера. При этом у компании X5 появился дискаунтер «Чижик», хоть он пока, на мой взгляд, ничего принципиально интересного не предложил и развивается исключительно за счет огромных ресурсов Х5. По сути, компании остаются те же, меняется только их позиционирование и ассортиментная политика – они стараются опережать изменения на рынке.

Классические дискаунтеры вроде «Светофора» и «Маяка» постепенно теряют актуальность. В то время как гипермаркеты вроде «Ашана» или «Ленты» экспериментируют с форматами, создавая в торговых залах гастрономические зоны или отдавая часть площадей под дарксторы, «Светофор» не может позволить себе таких трансформаций из-за своей простой модели – фактически это ангар, где никакие иные «опции» реализовать невозможно. Да и, честно говоря, покупатели вряд ли оценили бы такие нововведения.

Важно отметить, что тенденция неприживаемости дискаунтеров наблюдается не только в Приморском крае, но и в других регионах, например в Санкт-Петербурге. Там тоже так и не появился ни пресловутый «Чижик», который планировали запустить еще в 2023 г., ни крупная сеть «Победа» из Ульяновска, а «Магнит» с форматами «Моя цена» и «Первый выбор» (оба считаются дискаунтерами) хоть и открыл эти магазины, но успеха не снискал и ни о какой массовости речи не идет.

Вероятно, в каждом регионе есть свои особенности. Во-первых, это потребительский патриотизм – люди предпочитают поддерживать местные магазины. Во-вторых, влияют различные каналы продаж: где-то активно работают рынки и несетевая розница, которая лучше подстраивается под потребности покупателей, предлагая разнообразный ассортимент. Все это – субъективные, но важные факторы, которые формируют уникальный облик каждого региона».

Елена Новгородова, директор МКУ «Центр развития предпринимательства»: «Почему в Приморье не прижились дискаунтеры? Во-первых, напомню, что само название «дискаунтер» – производное от английского discount – «скидка». Это магазин эконом-класса, который предлагает товары по ценам ниже среднерыночных. Накрутка на товар в дискаунтерах – 5–7%. Во времена запуска дискаунтеров не было высокой конкуренции, время федеральных сетей еще не наступило, местные торговые сети только начинали формироваться как сегмент рынка, появились первые супермаркеты – «Сфера Маркет», «В-Лазер», но таких магазинов было еще немного. Я была одной из первых, кто изучал и развивал этот формат. Он был настолько новым, что первые учредители супермаркетов в буквальном смысле обращались ко мне за консультациями по эффективности выстраивания работы.

Во-вторых, стоимость логистики была совсем другой. То есть супермаркеты могли позволить себе низкую наценку и рентабельность выстраивалась объемами продаж.

В настоящее время конкуренция очень высокая. Местным торговым сетям все сложнее удерживать цены на демократическом уровне. Наступило время супермаркетов. В регион зашли федеральные торговые сети. Цены на транспортировку растут. Владивосток очень отдален от западных районов, а вся бакалея идет именно оттуда. Плюс рост арендных ставок, платить за большие площади стало накладно. Опять же зарплаты, которые так или иначе необходимо поднимать персоналу.

Все эти расходы пятью процентами маржи покрыть невозможно. В итоге постепенно дискаунтеры стали для предпринимателей невыгодным и даже убыточным форматом.

Но главной «вишенкой на торте» я бы назвала переток покупательского спроса на маркетплейсы. Кому интересно тратить время, бродить по огромному складу в поисках нужного товара, если все, что угодно, можно заказать через приложение по цене даже ниже, чем в дискаунтере, в том числе бакалею: от кофе до корма для животных, любую продукцию, имеющую длительный срок хранения. Думаю, уход с рынка дискаунтеров обусловлен целой совокупностью факторов, которые просто сложились не в их пользу».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX