2025-11-13T11:42:09+10:00 2025-11-13T11:42:09+10:00

«Микро-ИП» или ИП на упрощенном патенте: что ждет самозанятых

Дискуссии о судьбе самозанятых не утихают, несмотря на неоднократные заявления министра экономического развития РФ Максима Решетникова о том, что что мораторий на изменения в налоговой системе для самозанятых будет действовать как минимум до 2028 г., согласно Федеральному закону от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон № 422-ФЗ). Зерно сомнения уже посеяно, и крайне важно рассмотреть возможные сценарии.

Что ждет самозанятых в будущем, если режим отменят?

В случае гипотетической отмены режима НПД самозанятым придется выбирать из существующих форм правовой и налоговой легализации своей деятельности, что может повлечь за собой существенное увеличение налоговой и административной нагрузки. Наиболее очевидным путем является переход на статус индивидуального предпринимателя. ИП может выбрать одну из систем налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСН) предлагает ставки «Доходы» (6%) или «Доходы минус расходы» (15%, ставка может варьироваться по регионам). Однако важно учитывать, что ИП на УСН обязан уплачивать фиксированные страховые взносы за себя, независимо от наличия дохода, что регулируется статьей 430 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В 2025 г. эти взносы составят около 50-60 тыс. руб., плюс 1% с доходов, превышающих 300 тыс. руб., что значительно выше текущей налоговой нагрузки самозанятых (4 или 6% без обязательных взносов).

Другой вариант для ИП – патентная система налогообложения (ПСН), которая доступна для определенных видов деятельности и имеет ограничения по доходу и количеству наемных работников. Стоимость патента фиксирована и зависит от региона и вида деятельности, что может быть привлекательной опцией для некоторых видов услуг, но не является универсальной. Регулируется Главой 26.5 НК РФ.

Основная система налогообложения (ОСНО) является самой сложной, предусматривающей уплату НДФЛ (13%) и НДС (20%), а также обязательных страховых взносов, и крайне маловероятна для большинства бывших самозанятых.

Если физическое лицо не регистрируется как ИП, то при получении дохода от оказания услуг по договору гражданско-правового характера (ГПХ) оно обязано самостоятельно уплатить НДФЛ (13%) и подать декларацию 3-НДФЛ. В случае, если заказчик – юридическое лицо или ИП, он будет выступать налоговым агентом и удерживать НДФЛ, а также уплачивать страховые взносы за исполнителя (ПФР, ФСС, ФОМС), что увеличивает его расходы. Здесь крайне важно отметить, что статья 11 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и статья 15 ТК РФ строго регулируют разграничение трудовых и гражданско-правовых отношений, и при признании договора ГПХ трудовым, заказчик несет серьезные риски и штрафы. Для тех, чья деятельность носит характер постоянного выполнения функций по заданию работодателя, переход к трудовым отношениям является логичным, но он предполагает потерю независимости и гибкости.

Как быть репетиторам, дизайнерам, программистам, копирайтерам и всем остальным, кто работает самостоятельно или берет заказы на фрилансе?

Для указанных категорий граждан, массово использующих режим НПД, потенциальная отмена режима в 2026 г. (в соответствии с рекомендацией Пункта 3, подпункта 2 Постановления Совета Федерации) повлечет необходимость выбора одной из вышеуказанных альтернативных форм легализации.

• Репетиторы: многие из них могут рассмотреть ПСН (Глава 26.5 НК РФ), если их деятельность подпадает под региональные перечни и не превышает установленных лимитов. В противном случае им придется регистрировать ИП на УСН, что означает уплату фиксированных страховых взносов (статья 430 НК РФ), которая для репетиторов с относительно невысоким доходом может быть обременительной.

• Дизайнеры, программисты, копирайтеры: значительная часть этих специалистов, часто работающих с юридическими лицами и ИП, будут вынуждены регистрироваться как ИП на УСН. Это повлечет за собой обязательные страховые взносы и более сложную систему учета. При работе по договорам ГПХ без статуса ИП заказчики (юридические лица/ИП) будут обязаны уплачивать за них страховые взносы (статьи 420-425 НК РФ), что увеличит стоимость их услуг для заказчиков.

Для данных профессиональных групп отмена НПД, без предоставления адекватной, сопоставимой по простоте и налоговой нагрузке альтернативы, приведет к значительному росту издержек (налоги, взносы, административные расходы) и, как следствие, к снижению их чистого дохода. Отсутствие в постановлении конкретных мер поддержки для этих категорий лишь усугубляет неопределенность.

Переходить на ИП самозанятые не смогут?

Постановление Совета Федерации прямо не утверждает, что переход на ИП будет невозможен или что «теневые схемы» неизбежно вернутся. Однако в той же рекомендации содержится указание на необходимость «разработки дополнительных мер по недопущению практики занижения налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц при найме работников». Данная формулировка косвенно подтверждает, что регулятор осознает риск ухода от налогообложения.

Экономическая нецелесообразность перехода на ИП для многих плательщиков НПД с низким или нестабильным доходом очевидна. Сравнение НПД (4-6% налога без обязательных страховых взносов) с УСН для ИП (6% налога плюс обязательные фиксированные страховые взносы в размере около 50-60 тыс. руб. в год, а также 1% с доходов свыше 300 тыс. руб. согласно статье 430 НК РФ) демонстрирует значительное увеличение фискальной нагрузки. Для доходов менее 50 тыс. руб. в месяц обязательные взносы ИП могут составлять существенную долю чистого дохода, что делает легальную деятельность экономически невыгодной.

Хотя постановление акцентирует внимание на проблеме «занижения налоговой базы» (т. е. использования НПД для маскировки трудовых отношений), практическим следствием для добросовестных самозанятых с низким доходом может стать именно нежелание переходить на менее выгодные и более сложные режимы ИП. Это объективно создает условия для возврата части деятельности в «теневой» сектор, что противоречит одной из основных целей введения НПД – легализации доходов граждан.

Что пошло не так с самозанятостью?

Самозанятость является успешным проектом по выводу граждан из «тени», однако у режима НПД действительно есть обратная сторона и моменты, которые вызывают вопросы у регуляторов. Одной из главных претензий является риск подмены трудовых отношений. НПД используется для оптимизации налогов путем перевода штатных сотрудников в статус самозанятых, что позволяет работодателям не уплачивать за них страховые взносы (около 30% от фонда оплаты труда) и не предоставлять социальных гарантий, таких как отпуска и больничные. Статья 15 ТК РФ и статья 11 Закона № 422-ФЗ прямо запрещают заключение договоров ГПХ (включая договоры с самозанятыми) с целью сокрытия трудовых отношений. Налоговые органы активно борются с такой практикой, переквалифицируя отношения в трудовые, но проблема остается актуальной.

Еще одним важным аспектом является отсутствие обязательных социальных гарантий. Самозанятые не уплачивают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования (за исключением взносов в ФОМС, которые включены в НПД). Это означает, что они не накапливают пенсионный стаж и баллы (если не платят добровольно по Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»), не имеют права на больничные и пособия по беременности и родам (если не платят добровольно в ФСС по Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Это создает значительные риски для их будущего и потенциальную нагрузку на социальную систему в долгосрочной перспективе.

Кроме того, существует ограничение по доходу в 2,4 млн руб. в год (статья 4 Закона № 422-ФЗ), которое, хоть и достаточно для многих, заставляет некоторых успешно развивающихся самозанятых переходить на ИП, что для них может быть не всегда удобно. Наконец, возникают вопросы к «справедливости» налоговой нагрузки. В условиях, когда наемные работники платят НДФЛ 13% и за них уплачиваются около 30% страховых взносов, а ИП на УСН платят 6% плюс обязательные взносы, режим НПД с 4-6% без обязательных взносов (кроме ФОМС) может восприниматься как слишком льготный для некоторых участников рынка, что порождает дискуссии о его пересмотре.

Какую реформу ожидать?

Идеальная налоговая система должна стимулировать легализацию, быть простой и понятной, а также обеспечивать достаточные поступления в бюджет при соблюдении принципов социальной справедливости. Реформа, направленная на создание «гибрида» или усовершенствование существующих режимов, кажется наиболее разумным путем.

Одним из возможных направлений реформы является создание режима «Микро-ИП» или ИП на упрощенном патенте для услуг. Суть заключается в создании особого подрежима для ИП с годовым доходом до 3-5 млн руб., которые не имеют наемных сотрудников или имеют их минимальное количество. Преимущества такого подхода очевидны: снижение обязательных взносов за счет установления существенно более низких фиксированных страховых взносов, чем для текущих ИП, или их привязка к реальному доходу (например, процент от дохода, но с минимальным порогом). Также это предполагает максимально упрощенную отчетность, возможно, через мобильное приложение (аналогично «Мой налог»), и расширение видов деятельности по сравнению с текущей ПСН. Важно, чтобы при этом было четкое понимание, сколько средств идет на пенсию и социальные нужды. Механизм может быть реализован как расширение текущей ПСН с более гибкими условиями или как новый специальный налоговый режим в НК РФ.

Другой вариант – модифицированный НПД с добровольными, но стимулированными социальными взносами. Это предполагает сохранение НПД, но с более сильными стимулами для добровольной уплаты взносов в ПФР и ФСС, сохраняя при этом простоту и низкий барьер входа. Механизмы могут включать софинансирование государством части добровольных взносов, активную просветительскую работу о важности и выгодах добровольных отчислений, а также автоматизацию уплаты взносов напрямую через приложение «Мой налог» с прозрачным расчетом будущих пенсий и пособий. Возможно также введение прогрессивной ставки НПД для доходов, превышающих, например, 1 млн или 1,5 млн руб. в год (до текущего лимита 2,4 млн). Это позволит увеличить поступления и потенциально направить часть на софинансирование социальных взносов или включить в них минимальные социальные отчисления.

Крайне важным аспектом реформы является ужесточение контроля за подменой трудовых отношений. Необходимо усилить меры по выявлению и пресечению схем, где самозанятые фактически являются наемными работниками. Это включает разработку четких критериев для определения трудовых отношений (статья 15 ТК РФ), ужесточение ответственности за нарушения и регулярные проверки. Такой подход позволит сохранить НПД для истинно самостоятельных работников, одновременно наказывая недобросовестных работодателей.

Наконец, возможно, потребуется пересмотр порогов и ставок УСН и ПСН, чтобы они были более привлекательными для микро- и малого бизнеса и не создавали слишком резкого скачка при переходе с НПД.

В заключение следует отметить, что отмена режима НПД без создания адекватной альтернативы может иметь серьезные негативные последствия для экономики и социальной сферы, толкнув миллионы граждан обратно в «тень». Налоговая реформа должна быть комплексной и учитывать интересы всех сторон: государства (поступления в бюджет, социальная стабильность), бизнеса (прозрачность, снижение рисков) и граждан (простота, справедливость, социальная защищенность). Создание «гибридного» режима, сочетающего простоту НПД с элементами социальной защищенности и более гибкими условиями для микропредпринимательства, представляется наиболее перспективным решением.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX