2010-10-19T11:38:39+11:00 2010-10-19T11:38:39+11:00

Сколько стоит заменить сотрудника?

Согласно исследованию кадрового агентства АНКОР, в Санкт-Петербурге замена одного сотрудника уровня специалиста обходится компаниям в 141 тыс. руб., высшего звена — почти в 361 тыс. руб., линейного персонала — в 75 тыс. руб. Во сколько обходится замена сотрудника во Владивостоке, руководители местных компаний не знают, такого учета нет.

Цену замены составляют прямые затраты (на увольнение, на поиск и наем, на вхождение в должность) и косвенные, неявные затраты (снижение производительности, снижение лояльности или потеря клиентов, репутационные риски, потеря бизнеса, потеря экспертизы, недополучение прибыли в отсутствие сотрудника).
В среднем цена замены одного рабочего составляет примерно 23% от его годовой зарплаты, специалиста — 21%, топ–менеджера — 20%. Общая средняя стоимость замены одного работника другим в России составляет примерно 21% от годового дохода и приближена к международным показателям.
По оценке кадрового агентства, в России лишь 11% компаний из тех, что приняли участие в их опросе, посвященном практике оценивать затраты на замену сотрудника, ведут подобные расчеты. Причем все они — филиалы иностранных предприятий.
В ходе проведенного корр. «К» опроса выяснилось, что в Приморье такие расчеты не ведут ни малые предприятия, ни крупный бизнес.
Валерия Шевелева, руководитель макрорегиона «Восток» кадрового холдинга АНКОР: «Когда мы стали проводить данное исследование, то столкнулись с тем, что подсчеты затрат на смену сотрудника ведут только в западных компаниях, а в России такая практика слабо развита. Причин тому несколько. Во-первых, у нас не считают нужным вести учет косвенных затрат, которые, на самом деле, бывают существенными. А во-вторых, просто не умеют, хотя формулы простые. Кроме того, некоторые компании отказывались принимать участие в исследовании из-за нежелания предоставлять цифры, даже при условии полной конфиденциальности».
Ведение учета затрат на смену сотрудника, по мнению Елены Карамышевой, директора «Азиатско-Тихоокеанской академии коучинга», подтолкнуло бы компании к пересмотру своего подхода к работе с персоналом: «Работодатели не всегда задумываются о необходимости вести учет неявных затрат. Компания теряет в период, пока происходит поиск сотрудника, а его функционал выполняют другие специалисты, а также на протяжении вхождения новым сотрудником в должность, что составляет в зависимости от должности от трех до шести месяцев. Если бы они подсчитали эти издержки, то парадигма «незаменимых нет» потеряла бы свою актуальность, и многие стали бы грамотнее относиться к системе подбора и удержания персонала. Особенную эффективность из подсчетов затрат на смену сотрудника могли бы извлечь предприятия с большой «текучкой». Но на данный момент одна из причин, по которой в компаниях не ведут учета данного вида трат, — отсутствие доступных методик».
Вера ЩЕРБАНЬ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ