2011-02-15T11:07:05+10:00 2011-02-15T11:07:05+10:00

Как расстаться без проблем

Иногда увольнение сотрудника может принести компании неприятности. Во-первых, бывший подчиненный может знать некоторые «нюансы», информация о которых нанесет урон репутации компании или повлечет претензии со стороны государственных контролирующих органов. А во-вторых, нередки случаи, когда сотрудник «уводит» с собой клиентов.\n

Обезопасить себя от негативных последствий можно, прежде всего поддерживая ровные отношения с сотрудником. Борис Юрченко, генеральный директор холдинга «Альмега» (сеть продовольственных магазинов): «На протяжении всего периода совместной работы сотрудник и компания должны находиться в рамках взаимного уважения. Если таковое достигнуто, то безболезненное расставание с подчиненным возможно благодаря простой беседе, в которой мы можем объяснить ему, что наше сотрудничество — это просто этап жизни, карьеры, который пройден. Это не всегда получается. Тогда на помощь может прийти соглашение сторон, в котором будет обозначена сумма отступных. Кроме того, можно воспользоваться договором о неразглашении коммерческой информации. Иногда применяется вариант, при котором компания помогает сотруднику найди другое место работы или выплачивает ему жалование на время поиска».

Евгения Олофинская, директор ДВКЦ «ПАРТНЕР»: «Обычно вопросы о неразглашении определенной информации оговариваются при приеме на работу, фиксируются документально. Хотя я сама мало верю в документальные и юридические гарантии конфиденциальности, все зависит от человека — его личностной и профессиональной честности. Подготовленное, безболезненное увольнение во многом снизит вероятность негативных последствий. Я стараюсь при увольнении учесть интересы как сотрудника, так и компании, прощаться спокойно, поблагодарив своего «бывшего» за вклад в работу».
Для того чтобы не лишиться информации, руководству следует позаботиться о компьютерной безопасности. А потери клиентов можно избежать, уделив им в период ухода сотрудника больше внимания. «Компания должна вести архив базы данных клиентов, который позволит в случае, если сотрудник удалит информацию, сохранить данные, — считает Юрченко. — На уровне IT-отдела должен быть организован процесс хранения базы данных, исключающий возможность копирования. Если же при увольнении мы понимаем, что потеря некоторых клиентов неизбежна, то необходимо оперативно переключить на них другого сотрудника и постараться «освежить» с ними взаимоотношения, возможно, предложив дисконт».

Евгения Олофинская: «От утечки клиентов никто не застрахован, особенно если бывший сотрудник перерастает руководителя. В моей практике был случай, когда внезапно «зазвездившаяся» сотрудница ушла, прихватив с собой клиентскую базу — тогда, в 2002 году, она хранилась на обычных носителях. Девушка успешно открыла конкурирующую компанию и пару лет пыталась работать, используя наши принципы в работе. После этого я минимизировала риски утечки клиентской базы, внедрив удобную и защищенную систему CRM, которую невозможно копировать. Ну а уйдет клиент или нет — зависит от того, как мы с ним работаем».
Вера ЩЕРБАНЬ