Евгения Олофинская, директор ДВКЦ «ПАРТНЕР»: «Обычно вопросы о неразглашении определенной информации оговариваются при приеме на работу, фиксируются документально. Хотя я сама мало верю в документальные и юридические гарантии конфиденциальности, все зависит от человека — его личностной и профессиональной честности. Подготовленное, безболезненное увольнение во многом снизит вероятность негативных последствий. Я стараюсь при увольнении учесть интересы как сотрудника, так и компании, прощаться спокойно, поблагодарив своего «бывшего» за вклад в работу».
Для того чтобы не лишиться информации, руководству следует позаботиться о компьютерной безопасности. А потери клиентов можно избежать, уделив им в период ухода сотрудника больше внимания. «Компания должна вести архив базы данных клиентов, который позволит в случае, если сотрудник удалит информацию, сохранить данные, — считает Юрченко. — На уровне IT-отдела должен быть организован процесс хранения базы данных, исключающий возможность копирования. Если же при увольнении мы понимаем, что потеря некоторых клиентов неизбежна, то необходимо оперативно переключить на них другого сотрудника и постараться «освежить» с ними взаимоотношения, возможно, предложив дисконт».
Евгения Олофинская: «От утечки клиентов никто не застрахован, особенно если бывший сотрудник перерастает руководителя. В моей практике был случай, когда внезапно «зазвездившаяся» сотрудница ушла, прихватив с собой клиентскую базу — тогда, в 2002 году, она хранилась на обычных носителях. Девушка успешно открыла конкурирующую компанию и пару лет пыталась работать, используя наши принципы в работе. После этого я минимизировала риски утечки клиентской базы, внедрив удобную и защищенную систему CRM, которую невозможно копировать. Ну а уйдет клиент или нет — зависит от того, как мы с ним работаем».
Вера ЩЕРБАНЬ