2011-11-30T16:20:43+11:00 2011-11-30T16:20:43+11:00

Деловые связи — это как деньги. Только лучше

Универсальный ресурс, который помогает решать самые сложные стратегические и тактические задачи, — деловые связи. Поэтому один из ключевых факторов успеха в бизнесе — умение завязывать, поддерживать и эффективно использовать собственную систему деловых контактов и знакомств, тем более что со временем они растут в цене.\n

Сегодня все большее число российских руководителей осознает важность деловых связей при построении и поддержании благоприятного имиджа компании. «Это один из главных нематериальных активов любой компании, любого предпринимателя, — считает Николай Чигарёв, управляющий ООО «Дела в гору.RU». — Многие предприниматели, даже в силу каких-то причин потеряв бизнес, именно за счет своих связей и наработанного опыта ведения дел вполне способны его восстановить либо быстро создать новый. Бизнес действительно очень зависит от тех отношений, которые складываются с партнерами, коллегами, влиятельными людьми и, конечно же, с клиентами. Уровень отношений с ключевыми клиентами — вот что главным образом влияет на объем продаж компании. Гарантированный способ потерять бизнес — это просто испортить отношения, связи с клиентами, партнерами, утратить их доверие, расположение. Жаль, что искусству создавать связи и правильно их использовать на практике целенаправленно не учат в наших вузах. За последние годы требовательность людей и компаний в отношении друг друга выросла, а кризис этому только способствовал. Поэтому создавать и поддерживать на должном уровне отношения и связи легче не стало. Но крепкие связи — это те канаты, по которым можно прийти не просто к выживанию, а к полному процветанию. Иными словами, хорошие связи — это хороший бизнес».

Интересно, что главное отличие российского бизнеса от западного — важность межличностных отношений и установление личных связей на разных уровнях. Ольга Перминова, директор по развитию Дальневосточной сети кадровых агентств и учебного центра «Успех»: «Успешность достижений предпринимателя в этом направлении отчасти определяется его коммуникативными способностями, а также не зависящими от него факторами, такими как семейные и родственные связи, место рождения, место учебы и тому подобное. Надежные друзья, сила родственных связей — для российского предпринимателя ценность номер один. Это очень характерно для российского общества, поскольку в условиях переходных периодов, когда экономическое положение страны довольно неустойчиво, а как следствие — неустойчивы и общественные связи — укрепляются связи семейные, родственные. Переходное же состояние экономики, настроение неуверенности в завтрашнем дне для России, к сожалению, типично. Связи в деловых кругах особенно положительно влияют на этапе создания и становления бизнеса, легче создать клиентскую базу, с помощью связей можно познакомиться с «нужными» людьми, легче продвигать свое предложение на рынок, так как уже имеющиеся связи создают определенное доверие со стороны потенциальных клиентов. Связи во власти помогут более оперативно решить вопросы с разрешениями, лицензиями и даже с помещением для ведения бизнеса. Но есть и другая сторона медали: клиенты-«знакомые» однозначно захотят работать с вами по «индивидуальным» условиям, и здесь очень важно понимать рентабельность бизнеса и выработать четкую стоимостную политику, иначе бизнес рискует просто погибнуть».

Пользуясь связями для решения своих бизнес-задач, как утверждают эксперты, важно помнить: если вас рекомендуют, главное не ударить в грязь лицом и не подставить вашего знакомого. Нужно уметь доказать, что вы достойны доверия. Несомненно, «свои» люди всегда очень ценны — и это не обязательно друзья или родственники. Это могут быть люди из одного вуза, города и т.д. Окружая себя своим кругом, мы чувствуем большую уверенность, защищенность, силу. Но главное не забывать о том, что финансовые вопросы, деловые проблемы способны разрушить даже самые крепкие связи.

В России часто бывает, что именно родственные связи в основном положительно сказываются на бизнесе. Это мы можем увидеть как в сфере малого предпринимательства, так и на уровне крупнейших компаний нашей страны. Наглядный пример влияния родственных связей на «успешность» бизнеса — это бизнес жены экс-мэра Москвы Елены Батуриной. Николай Чигарёв: «Родственные связи в бизнесе — инструмент мощный, но опасный, обращаться с ним нужно аккуратно и бережно. С одной стороны, особенно на южных окраинах России, почти весь бизнес построен на клановых, родственных связях. С другой — к сожалению, очень много примеров разрушенных родственных и дружеских отношений в одной компании, когда партнеры или сотрудники не могут поделить прибыль. Как верно говорил Джон Рокфеллер: «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе».

ОПРОС «К»

Вы используете связи в бизнесе?

Владимир Моргунов, генеральный директор ООО «СТМ-Холдинг»: «Возможно, тем компаниям, кто активно развивает свои знакомства в бизнес-целях, намного легче. Наша компания же избрала своей политикой нейтралитет, автономность и строгое руководство законами. Я не сторонник использования каких-либо связей в бизнесе, поскольку любой вид подобных взаимоотношений влечет за собой нездоровую конкуренцию».

Павел Чернявский, региональный представитель «Вестерн Юнион» в Хабаровском и Приморском краях, совладелец магазина «Пивной Пост»: «Безусловно, связи положительно влияют на развитие бизнеса. Просто с самого начала необходимо оценить картину: какого рода эта компания или человек, с которыми необходимо наладить контакт, какие последствия могут быть, какие обязательства будут налагаться. Кроме того, всегда необходимо грамотно подходить к выбору неофициального партнера, умело управлять подобным общением — в таком случае случайные неприятности сводятся к минимуму. Разговоры о том, что такие связи между компаниями могут привести к нездоровой конкуренции, возможно, немного безосновательны. Дело в том, что болезненная конкуренция может возникнуть только в условиях более благополучной экономики».

Андрей Парошкин, предприниматель: «Расширение круга деловых знакомств ускоряет процесс решения проблем и продвигает бизнес, но нельзя забывать, что в любом случае это должно быть взаимовыгодное сотрудничество. Связи, возникшие «в деле», гораздо проще контролировать и управлять ими, в отличие от родственных. Ведь в делах с близкими людьми сложнее разграничить и осознать, где заканчивается личное отношение, а где начинается бизнес».

Три правила использования связей от Николая Чигарёва

1) Как у врача — первое правило — «Не навреди». Это о тех ваших хороших отношениях, которые вам помогают. Худшее, что можно сделать при использовании связей, — это разрушать их, забывать о данных обещаниях, утрачивая доверие к вам и вашей компании.

2) Правило «Безопасность». Все связи, которые есть у вашей компании даже просто на уровне менеджеров, должны оставаться только в вашей компании. Для этого существуют, например, специальные программы CRM — Customer Relationship Management — системы управления взаимоотношениями с клиентами. Случаи, когда менеджеры «уводили» с собой при увольнении всю базу клиентов либо шантажировали собственника бизнеса такой возможностью, к сожалению, весьма распространены.

3) Правило «Связи — отличный инструмент решения проблем». Если есть проблема или задача в бизнесе — значит, на 99% где-то рядом есть компетентный человек, который может ее решить (либо подсказать, как ее решить наиболее простым образом). То есть связи могут ускорить, удешевить решение очень многих бизнес-вопросов. Как в поговорке — «Хочешь решить проблему — найди человека, который сможет ее решить».
Инна БАКАЛО