2022-06-22T09:47:27+10:00 2022-06-22T09:47:27+10:00

Сергей Белокриницкий: «Динамика инфляции будет зависеть от процессов импортозамещения»

фото: пресс-служба Дальневосточного ГУ Банка России |  «Динамика инфляции будет зависеть от процессов импортозамещения»
фото: пресс-служба Дальневосточного ГУ Банка России

Центробанк выпустил очередной доклад о текущей экономической ситуации в регионах России. Основанный на опросе 14 тыс. предприятий документ пытается ответить на главный вопрос: смогли ли санкции задавить экономику страны? Что, с этой точки зрения, происходит в Приморье, рассказал начальник Экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России Сергей Белокриницкий.

– Сергей Владимирович, в апреле – мае ретейлом отмечалось сокращение запасов и ассортимента импортных товаров. Почти половина торговых предприятий столкнулась с перебоями в поставках или их отменой. Какая сейчас ситуация?

– В марте увеличилось число тех, кто оценивал свои запасы как недостаточные. Если говорить о предприятиях оптовой и розничной торговли (включая продажу автомобилей), то доля подобных ответов среди них увеличилась по сравнению с февралем вдвое. Но, по данным опроса в апреле, число предприятий, оценивавших свои товарные запасы как недостаточные, стало несколько меньше даже относительно февральского показателя.

Улучшение ситуации с товарными запасами было характерно для всех направлений торговли, но наиболее существенно оно наблюдалась именно в рознице. Ни одно из предприятий этой отрасли, участвующих в опросе Банка России, не указало на недостаток товарных запасов. Большая часть респондентов отрасли считали их уровень достаточным. Оптовые компании отмечали, что процесс формирования комфортного объема товарных запасов завершился и они снова стали заказывать стандартные партии товаров после высоких объемов в марте.

– А чем можно объяснить такие перемены в оценке компаниями своих товарных запасов?

– Мы выделяем две основные причины такой динамики: ажиотажный спрос в конце февраля – начале марта, на который существующие товарные запасы предприятий не были рассчитаны, и нарушения в логистических цепочках поставок. Конечно, значительная часть этих нарушений связана с появившимися в результате введения санкций сложностями с оплатой импорта. Также контрагенты из многих стран стали отказывать в поставках. Ажиотаж был по всей стране, и некоторые товары просто не успевали завозить в торговые сети. Однако в апреле спрос остыл, многие логистические цепочки были восстановлены или перестроены, товарные запасы стали расти.

– В докладе говорится о том, что недельный прирост цен в апреле постепенно снижался, опустившись до околонулевых значений во второй половине мая. При этом нам достоверно известно от представителей ретейла, что рост цен с февраля по май в продуктовым и непродуктовом сегментах составил, по разным оценкам, от 20 до 50%…

– В докладе говорится о снижении недельных темпов прироста цен. То есть в среднем темп прироста цен в Дальневосточном макрорегионе на наблюдаемой неделе в первой половине мая по сравнению с предыдущей сократился почти до нулевых значений. Это не означает, что цены на все товары перестали расти. В статистическом наблюдении Росстата наблюдаются не все товары и услуги на рынке.

Например, по Приморскому краю недельные наблюдения проводятся по 106 товарам, а месячные – по более 500 товарам и услугам (если быть точным, 539). И всегда какие-то позиции растут в цене, какие-то снижаются, какие-то остаются на прежнем уровне. Кроме того, в статистическое наблюдение попадают все товарные группы повседневного спроса, но не всех производителей и не во всех торговых точках. Поэтому те данные, которые вы упоминаете, не противоречат информации Росстата.

Если говорить о последних данных о ценах за май, то в Приморском крае продолжался повышенными темпами рост цен на ряд продуктов питания: молоко, мясо, мясные и молочные продукты, кондитерские изделия. При этом по сравнению с апрелем дешевели почти все овощи: помидоры, огурцы, капуста, морковь, свекла, лук. В годовом выражении темп прироста цен в продовольственной рознице в крае вырос с 18,3% в апреле до 18,5% в мае. Однако месячные темпы роста цен снижаются. Если в марте по сравнению с февралем цены на продукты в среднем выросли на 6,5%, то в апреле по сравнению с мартом уже на 2,6%, а в мае рост цен стал еще меньше – всего полпроцента.

– Что влияет на цены?

– Основной причиной ускоренного роста цен на продукты продолжает оставаться увеличение издержек производителей и поставщиков. Были нарушены логистические и производственные цепочки из-за усиления санкционного давления, до этого произошло ослабление рубля, что тоже сказалось на ценах. Например, подорожание импортных кормов и ветеринарных препаратов привело к повышению годового темпа прироста цен на молоко и мясо. Перерабатывающие компании пищевой промышленности, помимо роста цен на сырье, испытывали проблемы с поставками импортного оборудования и запчастей для него, а также упаковки. У кондитерских предприятий рост издержек в основном связан с удорожанием какао и растительных масел на мировом рынке, а также с тем, что ранее подорожал сахар.

В непродовольственном секторе, наоборот, произошло снижение цен из-за охлаждения спроса и укрепления рубля. Кстати, наибольший вклад здесь оказала динамика цен на автомобили с пробегом. Если в марте наблюдался рост цен на 26% по сравнению с февралем, то в апреле – рост цен остановился, а в мае цены снизились на 15%. Пока нет данных об объемах продаж на этом рынке в мае, но в апреле в целом по Дальнему Востоку рост продаж был двукратным по сравнению с апрелем 2021 г. Дальний Восток стал единственным федеральным округом в стране, где продажи подержанных авто выросли. Скорее всего, сказалось то, что логистические цепочки поставок автомобилей из Японии и Южной Кореи (а они в ДФО составляют подавляющее большинство на рынке) почти не пострадали от введения санкций. На Западе страны большую долю, чем в ДФО, занимают новые автомобили отечественной сборки, часть производства которых остановилось. Это негативно сказалось на предложении и ценах автомобилей в западной части страны.

Продолжали снижаться цены на смартфоны и компьютерную технику из-за снижения спроса после его ажиотажного роста в начале весны. В то же время дорожали товары в группах с высокой долей импорта: парфюмерия и косметика, одежда, некоторые виды бытовой техники. С одной стороны, как мы знаем, часть зарубежных компаний ушла с рынка, и это привело к снижению предложения. С другой – у российских производителей существенно выросли издержки, что связано как с произошедшим ранее ослаблением рубля, так и с нарушением поставок импорта из-за санкций.

– В докладе отмечается, что наименьший темп роста цен на первичном рынке недвижимости наблюдался в ДФО. Однако, по сообщению самих застройщиков, стоимость квадратного метра в среднем уже достигла 200 тыс. руб. за 1 кв. м и продолжает расти. Как можно объяснить расхождение информации от первоисточников (девелоперов) с данными регулятора?

– Данные, которые приведены в докладе, относятся к I кварталу 2022 г. По отношению к I кварталу 2021 г., действительно, в ДФО наблюдался самый низкий прирост цен на первичное жилье – 18,5% при среднем значении по России в 31,3%. Это происходило потому, что общероссийские цены были и остаются ниже дальневосточных, но за год «подтянулись». Если в

I квартале 2021 г. цены за 1 квадратный метр жилья в ДФО были выше среднероссийских на 17,8%, то в I квартале 2022 г. разница составляла уже 6,3%. При этом в Приморье цены на жилье росли быстрее, чем в среднем по ДФО, на 24,6%. И средняя стоимость у нас квадратного метра в I квартале 2022 г. была на 22,33% выше, чем в ДФО, и на 30% выше, чем по России в целом. Статистика Росстата по ценам на жилье выходит раз в квартал, поэтому данные за апрель – июнь будут позже. Насколько она будет соответствовать комментариям застройщиков – посмотрим.

– Вы говорили, что на цены сильно влияет изменение спроса. Можете рассказать, в каких сферах повысился покупательский спрос, а в каких – значительно охладился?

– По данным мониторинга предприятий Банка России, компании Дальневосточного макрорегиона в апреле отмечали сокращение трафика в торговых центрах и снижение спроса на бытовую технику, компьютеры и смартфоны после ажиотажа в конце февраля – начале марта. Охлаждение спроса наблюдалось и на предприятиях общепита. В некоторых регионах ДФО в ресторанах и заведениях фастфуда количество чеков уменьшилось более чем на 10%. Аналогичная ситуация наблюдалась в сфере платных услуг: уменьшилась посещаемость салонов красоты, а также кинотеатров, в том числе из-за того, что ассортимент демонстрируемых фильмов стал меньше.

В Приморье транспортные предприятия отмечали снижение объемов грузоперевозок. Снизился спрос в строительстве, в сфере продаж новых автомобилей. При этом отмечался рост спроса на складские услуги, автомобили с пробегом, на продукцию местной пищевой промышленности и сельского хозяйства. В феврале – марте граждане сформировали запасы товаров и продуктов длительного хранения на несколько месяцев вперед. Сейчас они постепенно расходуются, и новые покупки, вероятно, совершаются в меньшем объеме.

Кроме того, предприниматели существенно повысили цены, опасаясь в том числе ослабления рубля. Сейчас, когда ситуация стабилизировалась, не все готовы покупать товары по таким ценам. Поэтому происходит коррекция цен вниз. Но ситуация может поменяться. Запасы заканчиваются, и потребление будет происходить за счет новых покупок. Тем не менее, по данным мониторинга предприятий Приморского края, в апреле ожидания компаний в отношении спроса на ближайшие три месяца улучшились. Больше всего это отмечается в сферах розничной торговли (кроме торговли автотранспортом), гостиниц и ресторанов, добычи полезных ископаемых.

К слову, мы спрашиваем предприятия, собираются ли они повышать цены на свою продукцию в ближайшее время. По данным опроса, проведенного в мае, доля предприятий, планирующих увеличивать цены в ближайшие три месяца, в Приморском крае снизилась более чем в два раза по сравнению с мартом. Для нас эта информация очень важна, так как динамика изменения ценовых ожиданий предприятий используется при прогнозировании инфляции в стране наряду с множеством других показателей.

– Сейчас многие предприятия перестраивают свою деятельность в новых условиях, ищут варианты импортозамещения. Получается ли у них?

– Быстрее всего адаптировались к новым условиям предприятия, сырье для которых производится в России или в странах, с которыми у нас сохранились торговые отношения. Так, фабрики по пошиву одежды заменили ткани из Европы на турецкие и узбекские. Но бывают разные ситуации. Например, одно мясоперерабатывающее предприятие нашло оболочку для своих колбас у отечественного поставщика, но ее применение приводит к снижению срока хранения готовой продукции с месяца до двух недель.

– В условиях кризиса прежде всего опасаются взрывного роста безработицы. Так может быть?

– На рынке труда Приморского края в апреле 2022 г. сохранялась тенденция снижения количества вакансий. При этом она существенно замедлилась по сравнению с предыдущим месяцем. Предприятия региона стараются сохранять свой персонал, так как в регионе есть сложности с подбором низко- и высококвалифицированных кадров. По данным Приморскстата, наибольшая потребность в работниках в апреле 2022 г. заявлена в сфере строительства (29% вакансий), обрабатывающих производств (13%), в сельском хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве (10%).

Надо отметить, что приморские предприятия, которые испытывали трудности в связи с введением санкций, не увольняли сотрудников. Они старались подстроиться под новые экономические условия с помощью других механизмов, предполагающих сохранение штатной численности: неполная занятость, отпуска, простой.

По результатам специального опроса предприятий Приморского края, проведенного в конце мая, все респонденты работают в штатном режиме, и подавляющее большинство не планирует сокращение занятости в ближайший месяц. Среди предприятий Дальневосточного макрорегиона отмечались отдельные случаи, когда компании планировали снизить количество сезонных рабочих. Многие предприятия, наоборот, испытывают сложности с набором персонала и стремятся сохранить обученных сотрудников. Некоторым компаниям были одобрены субсидированные кредиты: одним из условий этой государственной меры поддержки является сохранение численности персонала.

– Как известно, логистика пострадала больше всех в результате санкций. Что говорят данные вашего опроса о настроении в транспортных компаниях?

– В апреле грузооборот дальневосточных портов сократился на 6,5% по сравнению с прошлым годом. В мае крупная судоходная компания сообщила о снижении более чем в полтора раза по сравнению с прошлым годом объема грузов от иностранных фрахтователей, сокращении на треть регулярных перевозок. Из-за противоэпидемических мер в связи со вспышкой COVID-19 в Китае в апреле – начале мая снизился объем перевозки грузов из этой страны, отдельные предприятия сообщали о задержках разгрузки судов в китайских портах и оформления грузов на автомобильных пунктах пропуска. Грузы на китайских складах ожидали вывоза по два-три месяца. Крупная транспортная компания отмечала повышенный спрос на экспортно-импортные перевозки по маршруту Россия – Китай и переориентацию грузопотоков с запада в направлении портов Дальнего Востока. Одна из логистических компаний – участников мониторинга предприятий Банка России отметила рост числа запросов на экспорт в Китай и импорт из него.

В настоящее время порты и железная дорога на Дальнем Востоке недозагружены из-за ухода иностранных фрахтователей. В перспективе, если Транссиб загрузить полностью, это, по оценкам экспертов, сможет компенсировать в лучшем случае пятую часть от того потока экспорта, который перестал поступать с Запада. Все упирается в инфраструктурные ограничения, прежде всего в пропускную способность железной дороги. При инвестировании в ее расширение можно увеличить грузовой поток, но это возможно в лучшем случае в среднесрочной перспективе. Сложности на погранпереходах с Китаем сейчас вызваны не ограничениями пропускной способности, а введенными противоэпидемическими мерами в связи со вспышкой COVID-19 в КНР.

– Из-за ужесточения карантинных мер в Китае с какими проблемами сталкиваются приморские импортеры сегодня?

– Импорт товаров из Китая в целом рос в помесячном сравнении, в частности, увеличились поставки овощей, хотя их объем остается ниже значений прошлого года. Дефицита китайских товаров пока не ожидаем, но события 2020–2021 гг. показали, что ситуация с поставками из КНР из-за ужесточения противоэпидемических ограничений может измениться очень быстро. Сложности с отправкой грузов в Китай испытывали наши экспортеры. Отдельные добывающие компании отмечали проблемы с отгрузкой продукции из-за высокой загруженности железной дороги, в том числе на погранпереходе с Китаем на отдельных участках возникали заторы. Крупная лесозаготовительная компания сообщила, что сбыт ее продукции на внутренний рынок и в Китай сдерживала нехватка вагонов. Кроме того, из-за действующего запрета на передвижение по территории Китая российских транспортных средств в связи с противоэпидемическими ограничениями наши экспортеры несут дополнительные издержки: приходится отвозить товары на склад в пункте пропуска, где продукцию забирают китайские партнеры.

– Сейчас инфляция в стране складывается значительно ниже апрельского прогноза Банка России. По оценке на 3 июня, годовая инфляция в целом по стране снизилась до 17% после 17,8% в апреле. Есть ли шанс, что инфляция в этом году будет еще падать?

– Банк России ежегодно строит среднесрочный прогноз на три года вперед. Этот прогноз обновляется и публикуется на официальном сайте Банка России четыре раза в год с учетом новых данных. В базовом сценарии Банк России ожидает, что к концу 2022 г. годовая инфляция составит 14–17%. Важными факторами для дальнейшей динамики инфляции станут процессы импортозамещения, а также масштаб и скорость восстановления импорта готовых товаров, сырья и комплектующих. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 5–7% в 2023 г. и вернется к 4% в 2024 г.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ