2018-06-22T12:04:42+10:00 2018-06-22T12:04:42+10:00

Через остров Русский отмоют миллиарды?

Почему эффективность борьбы с теневыми финансовыми операциями вызывает большие сомнения

Озабоченный растущим объемом теневых финансовых операций и вывозом капитала из страны, президент Путин подписал очередную Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, заменившую аналогичный документ образца 2005 г.

Согласно документу, основными целями на ближайшую перспективу являются: своевременная нейтрализация рисков совершения нелегальных финансовых операций (сделок) без привлечения дополнительных ресурсов; соблюдение антиотмывочного законодательства финансовыми организациями и другими специалистами; повышение уровня прозрачности экономики, в том числе за счет установления бенефициарных владельцев предприятий; предупреждение нецелевого расходования бюджетных средств и повышение эффективности их использования; снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организаций.

В качестве основных задач по формированию государственной политики в антиотмывочной сфере называются: совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики в сфере предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма; развитие Национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения нелегальных финансовых операций; адаптация отечественного законодательства и правоприменительной практики к рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с учетом вносимых в них изменений; совершенствование правового регулирования киберпространства.

Для снижения уровня преступности, связанной с отмыванием денег, предлагается: модернизировать методики выявления, расследования и раскрытия таких преступлений; усовершенствовать механизмы конфискации и иных форм изъятия доходов, полученных преступным путем, а также возмещения причиненного государству материального ущерба. Наряду с этим предвидится введение для следователей, судей и прокуроров специализации по расследованию и рассмотрению уголовных дел данной категории, а также повышение их квалификации в этой области.

Ни шатко ни валко

Несмотря на ужесточение требований законодательства и общее оздоровление банковского сектора (за 2013–2017 гг. лицензий лишились 370 нечистоплотных банков), проблемы в финансовом секторе сохраняются. По оценкам Центробанка России, в 2017 г. суммарный объем обналичивания составил 326 млрд (в 2016 г. — 522 млрд, в 2015-м — 600 млрд руб., а сомнительных финансовых операций клиентов банков — 76 млрд (183 и 501 млрд соответственно) руб. Под сомнительными ЦБ понимает имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, покупкой и продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и трансграничными денежными переводами. Наиболее распространенным способом вывода средств за рубеж являются контракты на международные грузоперевозки, туристические услуги, покупку прав на интеллектуальную собственность и программное обеспечение.

Неутешительная статистика и у Федеральной таможенной службы (ФТС) России. В 2017 г. по ст. 193 («Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации средств в валюте или рублях») Уголовного кодекса РФ было возбуждено 173 уголовных дела на общую сумму в 24 млрд руб., а по ст. 193.1 («Совершение валютных операций по переводу средств в валюте или рублях на счета нерезидентов с использованием подложных документов») УК — 116 уголовных дел на 14,2 млрд руб. Для сравнения: в 2016 г. размер ущерба по обеим статьям составлял 39 и 23,9 млрд руб. соответственно.

Большинство выявленных преступлений касается валютных операций по фиктивным внешнеторговым контрактам, осуществляемых так называемыми фирмами-однодневками. Отсутствие на балансе у таких фирм имущества и денежных средств не позволяет полностью возместить причиняемый государству ущерб. В этой связи удивляет лояльное отношение судей к лицам, проворачивающим подобные аферы. По данным судебного департамента при Верховном суде России, за 2014–2017 гг. по статьям 193–193.1 УК (основная квалификация) было осуждено всего 63 человека, из них к реальному лишению свободы — 16. Аналогичная ситуация обстоит и по антиотмывочным статьям УК (174–174.1). За указанный период по ним осудили всего 102 человека. Из них за решетку отправились лишь двадцать.

На Дальнем Востоке все спокойно?

Судя по статистике ГИАЦ МВД России, на Дальнем Востоке по-прежнему мало что выявляется. За минувший год на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) было возбуждено всего 10 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 193–193.1 УК (в целом по России — 103), из них 3 — в Приморье. При этом в суд не направили ничего. В свою очередь, по ст. 174.1 УК дальневосточные правоохранители возбудили 14 уголовных дел (в целом по России — 320), из них 8 — в Приморье. При этом лишь одно расследованное дело (да и то в Якутии) касалось организованной преступности (по России — 55). В суд же было направлено всего 6 уголовных дел данной категории.

В целом количество зарегистрированных в ДФО преступлений, связанных с финансово-кредитной системой, сократилось более чем на треть (до 395), в том числе в Приморье — почти на 77% (до 34). Большая часть таких преступлений приходится на Хабаровский край (175) и Сахалин (78). Действия злоумышленников в основном квалифицируются как преступления против собственности. Организованных преступлений у нас не выявляется. К разряду коррупционных и совершенных в крупном (особо крупном) размере относились всего 46 и 100 преступлений соответственно. В Приморье таковых набралось в общей сложности лишь 17. Таким образом, эффективность правоохранительной деятельности в данной сфере вызывает большие сомнения.

То ли еще будет

Недавно Минэкономразвития обнародовало законопроект о создании специальных административных районов (САР) на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Статус резидента такой офшорной территории помимо особого корпоративного и налогового законодательства предоставляет поблажки по валютному регулированию: компании не будут считаться валютными резидентами России и смогут совершать операции с валютой и ценными бумагами без ограничений и требуемой по закону репатриации выручки.

Однако в Центробанке опасаются, что указанные преференции нарушат принцип единства системы валютного контроля и будут использоваться для вывоза капиталов. «Исключение отдельных субъектов хозяйственной деятельности из общих требований к проведению валютных операций может привести к тому, что недобросовестные отечественные предприниматели в целях незаконного вывода денежных средств из страны будут в массовом порядке перерегистрироваться в САР с использованием их преимуществ», — предупредил ЦБ в мае.

Помимо этого, данный законопроект не учитывает требования антиотмывочного законодательства. В частности, возможность выпуска ценных бумаг на предъявителя не соответствует стандартам ФАТФ. Между тем чистый вывоз капитала из России частным сектором за 5 месяцев текущего года уже достиг $23,3 млрд, что почти на четверть превышает аналогичный показатель прошлого года.

Таможня сбережет валюту

Сегодня деятельность таможенников в области валютного контроля сводится к передаче уполномоченным банкам информации о признаках совершения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций, на основании которой те вправе отказать клиенту в совершении валютных операций либо расторгнуть с ним договор банковского счета. Причем принятие такого решения банком является его правом, а не обязанностью. По мнению ФТС, тот факт, что соответствующее решение принимает коммерческая организация, а не уполномоченный федеральный орган, не обеспечивает в полной мере предотвращение незаконного вывода капитала за рубеж.

Поэтому ФТС предлагает разработать алгоритм межведомственного взаимодействия, позволяющий органам валютного контроля принимать решения о приостановлении уполномоченными банками сомнительных валютных операций по счетам резидентов, а также запрашивать у банков информацию об основаниях и источниках поступления денежных средств на счета резидента.

В качестве критериев для отнесения валютной операции к сомнительной может быть использована информация о наличии у резидента неисполненных обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов при осуществлении внешнеторговой деятельности, а также о представлении при госрегистрации документов с заведомо ложными данными, повлекшими внесение в Единый реестр юрлиц недостоверных сведений.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ