Состояние общественного транспорта — проблема из разряда «вечных» во Владивостоке. В конце 90-х эта сфера была отдана на откуп бизнесу, который активно «крышевали» местные криминальные группировки, — со всеми вытекающими последствиями. В конце «нулевых» власть попробовала навести порядок: под эгидой преображения города к саммиту АТЭС на усиление муниципального перевозчика было потрачено более полумиллиарда рублей. И вновь, спустя десятилетие, с городским транспортом нужно что-то делать.
В администрации Владивостока считают, что, помимо оптимизации маршрутов, для эффективной работы необходимо увеличить долю муниципального транспорта. Сегодня в краевом центре работают 14 перевозчиков, один из которых муниципальный — МУП «ВПОПАТ-1». Доля МУП в общем объеме автобусного парка не превышает 10%, а в мэрии считают, что она должна быть не менее 30%. Таким образом, из обслуживающих городских линии 500 единиц транспорта около 200 должны быть муниципальными.
Этот подход поддержит большинство горожан, потому что муниципальный автобус для потребителя пока лучше частного во многих отношениях. Главное, чтобы поменялись принципы деятельности муниципального предприятия. Потому что специфика у нас такова, что там, где «частник» имеет прибыль, эксплуатант казенного добра будет «привозить» убытки. Как это и делал МУП «ВПОПАТ-1» при прежнем руководстве.
В распоряжении KONKURENT.RU оказался отчет о внеплановой проверке городского предприятия Управлением внутреннего муниципального финансового контроля администрации г. Владивостока.
«Пассажирские автобусы MAN — это флагман общественного транспорта нашего города», — заявлял когда-то мэр Игорь Пушкарев. И это был действительно прорыв, когда желтые красавцы, оснащенные климат-контролем и Wi-Fi, преобразили улицы. Недолго, однако, мы наслаждались красотой, которая быстро тускнела, исчезала с улиц, пока вновь не наступило привычное состояние упадка.
Что означает такое состояние? А вот что: «В 2017 г. 71 из 155 автобусов ВПОПАТ № 1 пассажирские перевозки не осуществляли. А все маршруты предприятия являются убыточными», — строки анализа аудиторов. Убытки варьируются в зависимости от рейсов, количества автобусов на маршрутах и их вместимости. Например, маршрут № 96 (Луговая — 100 лет Владивостоку — Тухачевского — Луговая), наименее убыточный из всех, приносит МУП (то есть городу, то есть всем, кто в нем живет) ежемесячный убыток в сумме 163 тыс. руб., зато маршрут № 15 (океанариум — «Изумруд» — океанариум) — целых 3 млн руб.
Еще раз — прописью: три миллиона рублей в месяц город теряет на одном автобусном маршруте.
Техническое же состоянием «флагманов» на данный момент таково: с 2014 г. в неисправном состоянии находится 12 автобусов (9 MAN, 2 «Луидора» и 1 Daewoo). В 2015-м вышли из строя уже 35 единиц транспорта (6 MAN и 29 «Луидоров»), в 2016-м — 23 автобуса (5 MAN и 18 «Луидоров»), в 2017-м — 8 (2 MAN, 5 «Луидоров» и 1 Hundai).
В целом итоги работы ВПОПАТ поражают воображение. В 2016 г. предприятие оказалось в минусе на 181,4 млн руб., в 2017-м — на 173,9 млн руб. Это без учета субсидий, выданных из городского бюджета (180,9 млн руб. и 148,8 млн руб. в 2016 и 2017 годах соответственно). То есть, пока мэр Пушкарев сидел в СИЗО, чиновники мэрии направили в МУП более 320 млн руб.
Интересно было бы провести эксперимент, предложив выдать какому-нибудь из действующих частных перевозчиков $5 млн в течение двух лет. И полторы сотни современных автобусов в придачу. Какие обязательства он бы смог исполнить перед городом Но именно перед горожанами, а не перед чиновниками.
Как так? А так!
Помимо перечислений из бюджета, ВПОПАТ имеет гигантские активы в виде имущества. На 1 января 2018 г. предприятию принадлежит 26,7 тыс. кв. м зданий и нежилых помещений, 174 единицы автотранспорта, 129 единицы прочего имущества. В начале 2017 г. УМС Владивостока передало МУП на ответственное хранение автостоянку и пешеходную часть с зоной отдыха (площадь 3,3 тыс. кв. м) на ул. Некрасовской, 96. Также МУП получил 13 земельных участков площадью 121,9 тыс. кв. м. Из них восемь (11,9 тыс. кв. м) разрешалось использовать под «стоянки автомобильного автотранспорта».
«Предприятие оказывает услуги по предоставлению мест для парковки транспортных средств», — указывают аудиторы. Тарифы на услуги не утверждены главой Владивостока. МУП определил рыночную величину арендной ставки с помощью консалтинговой компании «Арктур Эксперт»: на ул. Коммунаров, 21 — от 100 до 300 руб. в сутки, на ул. Баляева, 48 — 80 руб., ул. Жигура, 14 — 100 руб., пр-те «Красного знамени», 66 — 90 руб., ул. Жигура, 2 и ул. Неркасовской, 96 — 20 руб.
Как выяснили проверяющие, журналы учета в некоторых случаях не ведутся, а локальные акты предприятия, регламентирующие парковочную деятельность, аудиторам предоставлены не все. Так, ВПОПАТ предоставляет ООО «Регион 25» во временное пользование 17 парковочных мест на «Красного знамени», 66. Стоимость одного места — 90 руб. в день с НДС. За 2017 г. ВПОПАТ получил доход от «Регион 25» 374,9 тыс. руб. «Однако при визуальном осмотре автостоянки установлено, что «Регион 25» фактически занимает территорию на 40 парковочных мест. В результате упущенная выгода составляет 507,1 тыс. руб.», — указывают аудиторы.
В результате применения тарифа на услуги по предоставлению мест для парковки ТС по 46 договорам ниже рыночной стоимости ВПОПАТ потерял 3,1 млн руб. В частности, для ООО «Этикет ДВ» (автобусный перевозчик) ВПОПАТ определил ставку в размере 79 руб., тогда как тариф для габаритного ТС составляет 200 руб., для ООО «Эллада» тариф составил 95 руб.
«Систематически имеют место несанкционированные исправления показаний одометра при выезде автобуса из гаража и его возврате и остатков топлива путем закрашивания показателей «штрихом» или новой записью в журнале поверх старой, — указано в отчете аудиторов. — Наблюдается недостоверность данных бухгалтерского учета об остатках топлива в баках автобусов». По большому счету, это уже мелочи.
Кстати, о мелочовке. Любопытно, что за испорченный путем облепливания со всех бортов рекламой внешний вид одного большого MAN ВПОПАТ получает в месяц 1,5 тыс. руб. Это примерно в 10 раз меньше, чем платит рекламодатель тому, кто заключил когда-то с МУП соответствующий агентский договор. Помимо автобусов, по такому же принципу эксплуатируется и прочее городское имущество. Городу достается процентов 10 (да и не достается, скорее всего, муниципальной казне ничего, а уходят средства на содержание того или иного МУП, который еще и субсидии получает из бюджета), а остальное забирают себе различные ООО, арендующие у МУП всевозможные площади.
Вспомним, что Виталий Веркеенко, став мэром, первым делом посетил ВПОПАТ № 1. И о-о-очень удивился! Заявил, что не понимает, почему половина автобусного парка находится в нерабочем состоянии. Как нужно было стараться, чтобы «убить» не подержанную китайскую, а новую немецкую технику? А вот смогли.
Недавнее назначение новым руководителем ВПОПАТ № 1 Игоря Садова, бывшего военного, вполне закономерно. Без боя противная сторона не сдастся.