Элитных автомобилей становится больше, а налогов с них платится все меньше

фото: lexus.ru |  Элитных автомобилей становится больше, а налогов с них платится все меньше
фото: lexus.ru

Количество частных автомобилей класса люкс растет в стране впечатляющими темпами: если в 2015 г. на учете в ФНС стояло 74 217 частных иномарок дороже 3 млн руб., находившихся в списке Минпромторга, то в 2018 г. их количество практически удвоилось и достигло 145 809, выяснила аудиторско-консалтинговой сеть FinExpertiza.

Не в последнюю очередь такой резкий рост объясняется постоянным расширением списка элитных авто: если в момент первой публикации перечня в 2014 г. он содержал 191 модель, то к 2018 г. в нем числится уже 1 040 наименований. Вместе с тем, согласно данным ФНС, объем налоговых начислений на дорогие иномарки в 2015 г. составлял 2,9% от всего начисленного в РФ на физических лиц транспортного налога, а в 2018 г. - 3,18%, т.е. рост составил только 9,6%. 

Очевидно, что динамика налоговых начислений сильно отстает от темпов роста количества дорогих автомобилей. В 2018 г. принадлежащих гражданам элитных автомобилей в базе ФНС стало на 17 834 единиц больше, чем в 2017, а налогов на них начислено на 283,6 млн руб. меньше. Сокращение общего объема налоговых начислений на роскошные автомобили за последние 4 года происходит впервые. 

Все ниже, ниже... и ниже 

Если средний размер транспортного налога на легковые автомобили во всех ценовых категориях, включая самые массовые, за последние 4 года непрерывно рос, то средний размер начисленного налога на элитные автомобили неуклонно снижался. Так, средние начисления по транспортному налогу в сегменте авто от 3 до 5 млн руб. упали за 4 года с 27 202 до 16 287 руб. - на 40%. В сегменте машин от 5 до 10 млн руб. средняя налоговая нагрузка на владельцев снизилась с 86 530 руб. (в 2015 г.) до 57 420, т.е. на 33,6%. 

Средний размер налога на супердорогие автомобили от 10 млн руб. изменился наименее драматично, всего на 7,5% (с 196 448 руб. до 181 660 руб.). Справедливости ради стоит отметить, что в 2018 году он даже слегка подрос: в 2017 году в этом сегменте средний налог был еще ниже - 177 583 руб. 

За 2018 г. наименьшие налоги на автомобили от 3 до 5 млн в среднем были начислены в Ненецком автономном округе: 6 200 руб (там таких автомобилей всего 15 шт.), а наибольшие - в Приморском крае: 28 086 руб. В сегменте автомобилей от 5 до 10 млн руб. наименьшие средние налоговые начисления были зафиксированы в Чукотском автономном округе - 10 333 руб., а максимальные - в Амурской области - 76 773 руб. 

При расчете среднего налога необходимо сделать оговорку, что в данных ФНС отсутствует важный показатель - срок владения автомобилем в течение года. Расчетная средняя величина налога, полученная путем деления общих налоговых начислений на количество автомобилей, не учитывает вес этого коэффициента и включает, в том числе, налоги на машины, которыми физические лица владели неполный год. Именно поэтому FinExpertiza не учла данные по Ненецкому автономному округу, где на единственный автомобиль стоимостью от 5 до 10 млн руб. было начислено 4 000 руб. транспортного налога. Поэтому реальный средний налог за год отличается о расчетного в большую сторону, если речь не идет о единичном автомобиле. 

Здесь происходит необъяснимое 

Отчасти феномен сокращения налоговых начислений на премиальные автомобили можно объяснить тем, что с 1 января 2018 г. налогообложение в этом сегменте автовладения было либерализовано. Транспортный налог на легковые автомобили средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. и возрастом до трех лет теперь считается с минимальным повышающим коэффициентом 1,1. Для сравнения: еще годом ранее для расчета налога с учетом возраста транспортного средства применялись коэффициенты 1,5 (на автомобили до года), 1,3 (от года до двух лет) и 1,1 (от двух до трех лет). 

Таким образом, из-за отмены дополнительных «возрастных» коэффициентов в 2018 г. сложилась уникальная ситуация, когда количество автомобилей увеличилось на 8,2%, а совокупный начисленный на данный сегмент налог сократился на 12%, или на 255,6 млн руб. Однако если в случае с автомобилями в диапазоне от 3 до 5 млн руб. можно хотя бы сослаться на изменение величины повышающих коэффициентов, то резкое сокращение налоговых начислений в среднем ценовом сегменте люкса (5-10 млн) не поддается объяснению. При сохранении повышающего коэффициента 2 и размера налоговых ставок за мощность мотора количество машин этого класса за год выросло на 54%, а налоговые начисления - всего на 6,7%, с 1,506 млрд. руб. до 1,607 млрд. руб. 

«Повышенные налоги на элитное имущество, в том числе транспортные средства, можно рассматривать в нашей стране как своеобразную компенсацию плоской налоговой шкалы НДФЛ. Такие налоги «на роскошь» решают важную задачу - они хотя бы отчасти нивелируют социальное расслоение, позволяя регионам и муниципалитетам наполнять свои бюджеты. И в этой связи особенно странно со стороны законодателей выглядит введенная в 2018 г. унификация повышающих коэффициентов в самом массовом сегменте автолюкса, что приводит к серьезному выпадению доходов. Очевидно, что механизм исчисления транспортного налога нуждается в совершенствовании», - утверждает Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza. 

Где выгодно ездить на элитном авто? 

Высокая концентрация сверхдорогих автомобилей (дороже 10 млн руб.) предсказуемо наблюдается в столице: в Москве зарегистрировано более половины от общего количества элитных авто, находящихся во владении физических лиц (1 135 из 2 152). Второе и третье места по количеству роскошных иномарок делят Московская область (190) и Санкт-Петербург (187). Во всех остальных регионах количество элитных транспортных средств исчисляется двузначными или однозначными числами. В республиках Бурятия и Тыва, Смоленской и Курганской областях, Еврейской автономной области, Чукотском и Ненецком автономных округах, по данным ФНС за 2018 г., таких автомобилей во владении граждан вообще нет. 

В собственности юридических и физических лиц находится примерно одинаковое количество супердорогих автомобилей - 2 152 и 2 114 шт. К регионам, где владельцы предпочитают ставить подобные автомобили на баланс организаций и, соответственно, оплачивать налог от юридического лица, относятся: Республика Татарстан (+58 авто в пользу юридических лиц), Краснодарский край (+45 шт.), Свердловская область (+35 шт.), Ярославская область (+27 шт.) и Ростовская область (+26 шт.). 

Наиболее выгодной с точки зрения налоговой нагрузки следует признать регистрацию подобных машин на территории с низкими налоговыми ставками на мощные (от 250 лошадиных сил) моторы: это Республика Ингушетия (максимально 40 руб. за л.с.) Ненецкий автономный округ (50 руб. за л.с.), Пермский край (58 руб. за л.с.), Чукотский автономный округ (60 руб. за л.с.), республика Саха-Якутия (60 руб. за л.с.) и Забайкальский край (65 руб. за л.с.). 

При расчете средней величины транспортного налога в этом сегменте следует учесть, что в большинстве случаев в регионах, где зарегистрированы единичные экземпляры люксовых авто, ситуация может ежегодно существенно меняться при изменении количества транспортных средств, поставленных на учет, а также при нахождении их на учете неполный год. 

Так, меньше всего в среднем за 2018 г. начислено владельцам роскошных авто в Мордовии и Чувашии: в первом регионе на единственный автомобиль дороже 10 млн руб. был начислен налог в 38 000 руб., а во втором регионе на каждое из двух авто этого же класса - примерно те же 39 500 руб. за единицу. Это меньше, чем в среднем платят в тех же регионах владельцы более дешевых машин стоимостью от 5 до 10 млн руб. (в среднем порядка 75 100 руб. в Мордовии и 52 450 руб. в Чувашии). При этом в обоих регионах действуют максимальные налоговые ставки на мощность автомобиля - до 150 руб. за 1 лошадиную силу при мощности мотора свыше 250 л.с. Вероятным объяснением такой ситуации может быть владение автомобилями неполный календарный год - в 2017 г. частные автомобили такого класса на учете в этих субъектах РФ не стояли. 

Исключив подобные «пограничные» случаи, территорией с наименьшим средним налогом на авто дороже 10 млн следует признать Республику Ингушетия. Здесь владельцы 7 зарегистрированных машин рассматриваемого класса заплатят 53 571 руб. В Пермском крае каждый из владельцев 9 роскошных авто в среднем заплатит 74 667 руб. транспортного налога, в Якутии на единственную такую машину начислено 79 000 руб., а в Забайкальском крае - 42 000 руб. (скорее всего, за неполный год владения - в прошлом году в регионе на два транспортных средства было начислено по 104 500 руб. в среднем, а в 2018 г. одному юридическому лицу - 107 000 руб.). В Ненецком и Чукотском автономных округах - регионах с привлекательными налоговыми ставками - машин такого класса на учете нет. 

Самый большой средний налог на автомобиль зафиксирован в Камчатском крае: там в 2018 г. на 5 машин дороже 10 млн руб. налоговые органы начислили 1,358 млн руб., то есть по 271 600 руб. на автомобиль. Транспортный налог на единичные экземпляры в Псковской и Орловской областях составил 260 000 руб. 

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ