Ради достижения этих целей собственники бизнеса готовы на многое

После довольно продолжительного затишья в России вновь, похоже, оживает рынок IPO — первичных публичных размещений ценных бумаг. Для частного инвестора это может оказаться неплохим шансом как для формирования долгосрочного портфеля, так и для получения спекулятивного заработка. Прежде всего, необходимо разобраться, что за механизм IPO, как он работает и каковы особенности данного типа инвестирования.

Начнем с терминологии — немного скучно, но, увы, необходимо. IPO (от англ. Initial Public Offering) буквально означает «первичное публичное размещение ценных бумаг». Иными словами, широкому кругу инвесторов предлагаются ценные бумаги некоей компании (эмитента), которые до этого либо не существовали вовсе и появились в процессе акционирования, либо принадлежали ограниченному кругу лиц. Часто также термином IPO называют SPO (англ. Secondary Public Offering) — вторичное публичное предложение, когда на биржу, вдобавок к уже имеющимся выводятся акции дополнительного выпуска, а также случаи, когда компания  возвращает свои бумаги на торговую площадку после делистинга (исключения своих ценных бумаг из котировального списка биржи). С точки зрения инвестора эти ситуации имеют некие различия, но в первом приближении они в целом аналогичны.

Теперь о главном — чем же участие в IPO отличается от обычной покупки акций на бирже и почему такой возможности инвестирования следует уделить особое внимание. Прежде всего, я бы подчеркнул, что IPO — это тот   случай, когда  может сработать стратегия win-win. От сделки выигрывают все: и покупатель, и продавец.

Действительно, посмотрим, какие мотивы толкают акционеров к выводу своей компании на биржу. Они могут быть самыми разнообразными, но ключевые обычно следующие:

- акционерный капитал — это самый дешевый и самый долгосрочный способ финансирования: дивидендные выплаты по акциям меньше ставок по кредитам, средства привлекаются на неограниченный срок;

- компания становится публичной, более прозрачной, ее стоимость — понятной. Для таких компаний, как правило, ниже ставки по банковским кредитам и облигационным заимствованиям;

- акции становятся рыночными, торгуются на бирже, акционеры получают возможность при необходимости вывести часть средств из проекта, продав свои бумаги по наилучшей, рыночной цене.

Ради достижения этих целей собственники бизнеса готовы на многое. Подготовка IPO — довольно сложная и дорогостоящая процедура. Требует раскрытия финансовой информации за несколько предыдущих лет, привлечения инвестиционных и юридических консультантов, аудиторов, брокеров и т.д. И это говорит инвестору о многом: если эмитент идет на такие «жертвы», значит его желание вывести свои акции на биржу — это серьезный проект. И долгосрочный, поскольку после IPO требования раскрытия информации и корректного формирования отчетности никуда не исчезают: биржа внимательно следит за поведением эмитентов, бумаги которых на ней обращаются, а национальный регулятор (в России это Центробанк) — за публичными акционерными обществами в целом.

Помимо этого, в ходе самого размещения продавец бумаг платит покупателям «премию» — продает бумаги ниже текущих рыночных цен (в случае SPO) или ниже некоей оценочной «справедливой» рыночной цены (в случае первичного размещения). Логика здесь также очевидная: речь идет об «оптовой» продаже крупного пакета. При этом хорошо известно, что в реальной жизни продать или купить крупный пакет ценных бумаг по их текущим рыночным котировкам невозможно: начав операции, вы неизбежно будете двигать биржевую цену в невыгодном для вас направлении. Так что «премия» является вполне оправданной платой для владельцев бизнеса.

В этом и заключается интерес для инвесторов — получить эту самую премию. Для этого, собственно, и нужно подать заявку на участие в IPO. Как правило, минимальные объемы заявок, которые указывают в документации на проведение размещений их организаторы, инвестиционные банки, довольно значительны, но это не должно пугать. Ведущие брокеры предлагают своим клиентам по тем размещениям, которые смотрятся привлекательно, сформировать пул и подать «коллективную заявку», после чего уже распределяют купленные бумаги по счетам участников пула.

Стоит при этом помнить, что несмотря на известность цены размещения заблаговременно, не обязательно, что вы получите бумаг ровно на ту сумму, которую внесли. Если желающих будет слишком много, заявка будет удовлетворена частично («сдачу» брокер вам, безусловно, вернет).

Также стоит учитывать, что довольно распространенной является практика, когда в течение некоторого периода времени (до нескольких месяцев) после размещения акций инвестор не может продать купленные на IPO бумаги — подобные ограничения вводятся, чтобы избежать манипулирования ценами. В профессиональной среде это называется локап-периодом.

Тем не менее, несмотря на подобные препятствия, многие частные инвесторы охотно участвуют в IPO. Причина проста — размер премии. Даже на развитых рынках вроде американского она в среднем превышает 10%. Впрочем, сам по себе этот факт вовсе не гарантирует инвестору, что именно данное конкретное IPO позволит ему сильно обогатиться. Рыночные риски никто не отменял, бывают случаи, когда оценка компании оказывается  завышенной, и ее бумаги после появления на бирже быстро теряют в цене. Хотя это, скорее, исключение из правил. Цена сделки является важным, но не единственным фактором как для эмитента, так и для организаторов размещения. Не менее важно, чтобы IPO прошло успешно, все предложенные бумаги были раскуплены и еще некоторое время росли на вторичных торгах. Поэтому искусственно задирать цену им не выгодно.

Сказанное не означает, что участие в IPO позволяет пренебречь иными соображениями, характерными для принятия инвестиционных решений. Более того, при принятии решения об участии в IPO обязательно нужно руководствоваться теми же общими принципами, что и при обычной покупке акций на бирже. А именно — анализировать эмитента, смотреть на перспективы его бизнеса, политику дивидендных выплат акционерам и т.д.

В данном плане именно в этом году российский рынок предоставит инвесторам хорошие возможности. Прежде всего с точки зрения богатства выбора. Действительно, в последние несколько лет российские компании практически не выходили на первичные размещения.В прошлом году, например, было лишь одно, да и то на американской площадке. Причина заключалась в плохой конъюнктуре рынка: собственники не хотели продавать свои доли в компания дешево, да и инвесторы не спешили вкладываться в бумаги в условиях не неопределенной экономической ситуации.

К 2020 г. фондовые индексы значительно подросли, и можно ждать серьезной активизации рынка — в том числе за счет реализации отложенного спроса. Тем более что не только цены на акции достаточно высоки, что благоприятно для продавцов, но и прогнозы их дальнейшей динамики оптимистичны, а это уже на руку инвесторам.

Согласно прогнозам Мирового банка, темпы роста мировой экономики в 2020 году повысятся до 2,5%. Одна из причин – восстановление инвестиционной активности. Рост на 0,1 п.п., конечно, небольшой, но еще полгода назад многие ожидали обвала из-за торговых войн. Российской экономике также предсказывают ускорение темпов роста — с 1,4 до 1,6%. При этом российский рынок акций крайне недооценен. Примерно вдвое. И это только относительно развивающихся рынков. Более того, демонстрирует самые большие в мире показатели дивидендной доходности.

Так что в этом году следует готовиться к взрывному росту количества IPO в России. Московская биржа, например, ждет порядка тридцати размещений. Примерно столько же было за все предыдущие десять лет. В общем, будет из чего выбирать.

 

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ