2020-01-29T12:31:02+10:00 2020-01-29T12:31:02+10:00

«Азиаты нас используют»

Туристы в городе — это хорошо. Особенно для турбизнеса. Но существует другая проблема, связанная с экономической целесообразностью современного туризма.

Если клиент зашел в магазин, померил кофточку и ничего не купил, то рады мы ему или нет? Для нас азиатские туристы в большинстве — это вот такой клиент. То, что он зашел, радует. Но в нашем случае клиент заходит, «кофточку меряет» и уходит, ничего не купив. Это касается корейских туристов, давно такая же история с китайцами. Японских путешественников в городе еще не так много, но в этот летний сезон авиакомпании поставили в расписание дополнительные рейсы, думаю, количество японских туристов увеличится.

К нам приезжают в основном азиатские гости, которые рассматривают Владивосток как ближайшую Европу. Здесь европейская архитектура, красивые храмы, вкусная кухня, белые женщины с большими глазами. Для них это ближняя Европа в двух часах лета, такое путешествие не стоит больших денежных и временных затрат. Например, чтобы поехать в Москву, в Петербург, в Париж, нужно потратить значительные средства на перелет и много времени. А к нам у них могут быть туры всего на три дня — маршрут выходного дня. Это выгодно и быстро.

Владивостокцы раньше тоже часто ездили в Суйфэньхэ на два-три дня: делали дешевые покупки, ели китайскую еду, покупали товары для дома. Это нормально! Главное, чтобы «кофточку покупали». Дело в этом.

Когда три года назад корейские туркомпании заходили на российский рынок, они покупали туры у местных турфирм — оставляли деньги, и мы, соответственно, были им рады: «кофточка» была куплена. Мы работали с ними под ключ, начиная со встречи в аэропорту, туристической программы (выставок, театров, музеев, ресторанов и далее), и заканчивая проводами в аэропорт. Корейская компания делала у себя рекламу и покупала билет на самолет в Россию. Потом они стали самостоятельно бронировать гостиницы. Но деньги за экскурсионное обслуживание поступали, и я была рада этим гостям.

Мы видим много иноязычных вывесок в центре города. К сожалению, эти предприятия не принадлежат российским компаниям. Чаще это вывески корейских бизнесменов. И российские турфирмы совсем ничего с корейских туристов не зарабатывают. Это не плохо и не хорошо, это — данность. Корейцы зашли, и зашли надолго. Они выкупают квартиры в старой Миллионке, которые переделывают под хостелы. Открывают рестораны, покупают автобусы. И если у них на все есть разрешения и от бизнеса идут налоги в бюджет, то тут я могу только позавидовать более успешному конкуренту. Если это не так, то получается не очень справедливо. Потому что гость пришел, «наследил», приехал со своей «кофточкой», сам ее померил перед моим зеркалом и радостно уехал. А мне что остается? Убирать мусор?

Хотелось бы, чтобы нашествие людей из Азии приносило пользу городу. Иначе в чем идея?

Проведу аналогию. Есть газон, зеленый и чистый. На него приходят — и топчут, и топчут… А я здесь живу и привыкла видеть зеленый газон. И если наш гость оставляет мне деньги, я их беру и улучшаю инфраструктуру — делаю еще один газон, парковку, тротуар.

От нашествия иностранцев уже страдают некоторые европейские города, такие как Париж, например. Венеция в этом году ограничила количество туристов. Потому что стали страдать местные жители. Мы сейчас на такой стадии, что рады всем приезжим — форпост в Азии. Но соседей-то миллионы! «Калитку» приоткроешь, а потом не закроешь.

Я не могу сказать, что государство и наши чиновники не занимаются регулированием туризма. Занимаются! Я как бизнесмен чаще думаю только о своем кармане, а их задача подумать в государственном масштабе. Во Владивостоке живет 650 тыс. человек. Сколько мы можем принять туристов, чтобы нам потом не захотелось отсюда уехать, потому что жить стало невозможно? Я буду ходить по этим улицам, буду посещать кинотеатры и рестораны, и если я в моем городе перестану себя чувствовать уютно, мне захочется из него уехать. И тогда мы столкнемся с другой проблемой — сначала пригласили гостей, потом не знаем, как их проводить. Поэтому должна быть просчитана рекреационная нагрузка, экономическая целесообразность, и тогда можно выстраивать грамотную политику приема иностранных туристов.

Так, например, сделали финны. Они уже столкнулись с такой проблемой. Все посчитали и ввели понятие люксовых туристов. Финны рассудили так: пускай туристов будет меньше, но они будут более «дорогими» гостями, которые оставят больше денег и принесут меньше вреда, купят не «кофточку», а «шубу». В этом смысле они правы — меньше страдает природа, местные жители, а экономика получает больше.

На сегодняшний день есть ощущение, что азиаты нас используют — «газон топчут», а «кофточки» не покупают. Я не знаю, хорошо это или плохо. Но хочу быть уверена, что туризм — это экономика, это выгодно. И выгодно России!

У меня нет информации обо всех турфирмах Владивостока. Может, кто-то на китайцах и корейцах хорошо зарабатывает. В моей же компании азиатские туристы уже два года не покупают ничего. Азиаты замечательно обходятся без местных туроператоров: открыли свои рестораны, хостелы, купили автобусы, привозят своих переводчиков. Надеюсь, что эти предприятия оформлены по российским законам и платят налоги в России.

Корейцы — очень бюджетные туристы. Они тратят деньги на водку, шоколад, косметику. Но развлечения выбирают бесплатные. К примеру, мыс Тобизина весь затоптан приезжими — там нет входных билетов, и это для них важно. Востребован самый недорогой продукт, доступный, бесплатный. Поэтому я голосую за экономическую целесообразность туризма. Надо считать не поток, а экономическую эффективность каждого гостя.

Я давно работаю в сфере туризма. Экономические качели были всегда — доллар то дорожает, то дешевеет. Если доллар подешевел, а рубль поднялся, россияне имели возможность путешествовать за границу. И туризм зарабатывал с выездного туризма — брал у сооте­чественников деньги, и они радостно летали во все стороны мира. Когда доллар становился дорогим, наоборот, Россия становилась привлекательной для въезда страной. Россияне уже никуда не ехали, но все ехали к нам, поскольку у нас становилось дешево. А сейчас получилось, что мы обеднели и за границу не ездим, а туристы, которые приезжают, тоже денег не привозят. Приезжают со своей «кофточкой»! Это вредно для экономики и любого бизнеса. Они не спрашивают про культурное наследие. Приезжают и изучают не русскую культуру, а свою, к примеру, корейскую — здесь когда-то жили их предки. Это не интерес к стране, а интерес к дешевому продукту — скидка! «Черная пятница»!

В этом плане мне симпатичны европейцы и американцы. Они работают по классической схеме. Приезжают на Дальний Восток за морем, за тайгой. Ходят в музеи, посещают театры. С них мы зарабатываем. И за много лет они ни разу меня не разочаровали в схеме построения бизнеса. Я не вижу, чтобы американцы у нас открыли свои рестораны. Не вижу вывески на французском языке. Хотя такие гости в нашем крае тоже не редкость. Я за такой туризм — он логичен, экономически оправдан и не несет опасности местному бизнесу. Призываю всех подумать о дальнейшем, правильном развитии отрасли экономики Приморского края — туризме!

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ