2020-04-01T12:00:47+10:00 2020-04-01T12:00:47+10:00

Китай всех обманул? «Это цена пандемии и экономического роста»

Сумеем ли мы соблюсти границу между «выгодно» и «честно»?

Наверное, сейчас не самое удачное время для выводов в стиле конспирологических теорий и штабных игр: кто кого «обвел», станет понятно немного спустя. Пока ключевым словом в фразе «коронавирус они почти победили» остается слово «почти». А содержательный вопрос «Откуда дровишки?» все равно потребует ответа.

В Китае даже если и «победили», то победили ту проблему, что у них же и зародилась. И не важно, сама она имела там корни или ее привезли какие-то злодеи в пробирках. Рекордсмен по числу заболевших сейчас США (каждый пятый в мире) – это факт. Но эпицентр события – Китай. И это тоже факт.

Почему им не стала Россия? Почему это не случилось в другой стране, более населенной или менее населенной, более развитой или менее развитой? Почему именно в Китае произошло то, что распространилось по всему миру? На мой взгляд, это важный вопрос. Но он – тоже на будущее.

Сейчас же, независимо от происхождения проблемы и успеха борьбы с ней, ясно как дважды два: пандемия COVID-19 нивелировала весь тот экономический рост, что был достигнут ценой социальной эрозии общества. Хоть в Китае, хоть в Италии – картина была одна: социум самоустранился от решения проблем, что «сбрасывала» ему растущая экономика. Галопирующий рост валового продукта в КНР или благополучие «золотого миллиарда» панатлантической цивилизации в социальном плане выглядели одинаково: «деньги к деньгам, а остальное купим».

Как выяснилось, не все можно купить, даже за очень большие деньги. И я сейчас не о проценте заболевших ВИП-персон, а о куда более неприятном факте. Пандемия рассыпала в пыль все те социальные связи, что были построены на «счастье процветающего потребления». А с ними рассыпалась и сама «экономика консьюмеризма».

Не надо теперь накачивать губки ботоксом, если на лице повязка. И ни к чему фотогеничный «успешный» фейс, если в глазах только страх.

За неделю пришло осознание очевидного: наличные деньги – это переносчик заразы, банковская карта может забуксовать, самолет развернется в воздухе и вместо курорта на лазурном берегу привезет на карантин. А медицина, как и вся остальная «социалка», финансируемая по остаточному принципу на те крохи, что оставляло ей «индустриально-сырьевое развитие» в погоне за «процентом ВВП», – это всего лишь горстка престарелых людей в застиранных халатах, чудом избежавших сокращения, но уже в сокращенных по самое «не балуйся» больницах, «порезанных» под новый норматив о койко-местах, с лекарствами по цене золотого песка и платными бахилами для тех, кто еще ходит. Только вот беда – медицина просит к ней не приходить даже на медосмотр! Ибо… на пороге пандемия!

Логика сюрреализма? Нет. Это цена «экономического роста»! Почему-то ее вдруг стали называть «новая реальность».

Но ведь она была всегда, эта «реальность»: мелочное чванство за день разбогатевших и такая же пустопорожняя мизантропия за ночь порастерявших все и т. д. Реальность была, но маскировалась «достатком». И вот наконец-то задан вопрос: сколько стоит жизнь и какой жизни цена?

Пока мы по инерции считаем потери «процентом ВВП». В России за неделю «выходных» это будет 2%. В Китае чуть поменьше – сработает эффект масштаба.

Конечно, Китай переживал времена и похуже: опиумные войны, падение империй, японская оккупация. Переживет и сейчас. По странному совпадению (а может быть – «плану») пандемия «коронавируса» удивительным образом согласуется с «линией партии» на внутренний рынок: смена парадигмы развития Китая с «мировой мастерской» на «зону процветания» среди прочего предполагает отказ от экспорта как драйвера экономики. Теперь глобализация будет по принципу «каждый за себя», а мудрая «китайская обезьяна» на ближайшие десятилетия занята благоустройством своего жилища. И жить в нем будут только здоровые, успешные и позитивно смотрящие в будущее китайцы.

Китай объявил об отказе от контроля демографии: полувековое правило «одна семья – один ребенок» фактически упразднил последний съезд КПК.

Китайские власти потихоньку сворачивают прежний формат «политики открытости»: из более чем двух тысяч «особых экономических зон», «территорий опережающего развития» и прочее-прочее подавляющее большинство на сегодня либо упразднено, либо переформатировано в обычные индустриально-экономические районы мегагорода, с перспективой создания гиперагломераций. В первой, Пекинско-Шанхайской (супергород Кин-Цзинь-Чжи), уже сейчас проживает почти 110 млн человек. К 2025 г. ее население вырастет до 140 млн.

Скорее всего, КНР продолжит агрессивное инвестирование в инфраструктурные проекты по маршруту Шелкового пути. Хотя и в Европе сейчас будет достаточно дешевых активов, привлекательных под последующий рост их цены. Вполне можно говорить о грядущем масштабном переделе собственности и повороте вектора иностранных инвестиций из Китая в Европу.

Конечно, сейчас в краткосрочном плане экономика Поднебесной удачно возьмет бонус с низкой цены на нефть, которая к тому же совпала с их достижениями в области возобновляемой энергетики и очевидными успехами в деле сохранения окружающей среды. Интересно будет понаблюдать за тем, какую политику в отношении валютной пары «юань – доллар» он примет, ведь по большому счету ему сейчас одинаково выгодны любые сценарии.

Но это все цифры, прогнозы, игровые стратегии – они по-своему любопытны. Но куда важней – научит ли урок? Сумеем ли мы соблюсти границу между «выгодно» и «честно»? И вспомнить, что слово «человек» не сводится лишь к определению «рыночный агент».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ