Кадровый отстой: проблемы только начинаются?

За последние три месяца количество безработных заметно выросло. Особенно это коснулось торговли, сферы обслуживания, туризма, тех видов деятельности, где контакты с людьми наиболее тесные. Рассчитывать на то, что высвобождающиеся люди завтра окажутся на судоремонтном заводе или в строительной компании, достаточно непросто. Разве только в качестве неквалифицированной рабочей силы или на общественных работах, где не требуются особые навыки.

Если ты трудился в туристической отрасли, то не являешься специалистом в машиностроении. Перепрофилировать человека, таким образом, тем более если ему не 25 лет, крайне затруднительно. Три года занимает обучение на молодого специалиста в системе среднего профтехобразования. Это человек, который только начинает свою самостоятельную жизнь. Когда же приходит на производство, ему обычно говорят: забудь все, чему обучался. Еще лет пять нужно для того, чтобы стать квалифицированным специалистом.

Замещения клерков на рабочих, таким образом, не произойдет, перспективнее обучать безработных организации собственного бизнеса. С другой стороны, учитывая, что население региона продолжает сокращаться и долгие годы край живет в условиях дефицита кадров, а также имея в виду, что резиденты ТОР и свободного порта за последнее время создали новые рабочие места, самое время подумать о том, чтобы начать переподготовку и обучение специалистов в востребованных отраслях.

Для этого есть краевая и муниципальные службы занятости, Агентство по развитию человеческого капитала, работают частные компании по подготовке кадров, университеты и средние специальные учебные заведения, наконец, Приморский филиал Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Разве этого недостаточно, чтобы организовать разной степени срочности переподготовку и обеспечение занятости?

Думаю, что наиболее заинтересованной структурой в решении этой задачи является правительство Приморского края, где, с одной стороны, есть информация о потребности в кадрах в различных отраслях, а с другой – о динамике происходящего высвобождения, о качественных характеристиках безработных. В конце концов, речь идет о социальном благополучии в крае, а обеспечить его можно только за счет планомерной и скоординированной работы, которую и должна организовать власть.

К сожалению, за последние десятилетия в стране утрачена способность начинать подготовку кадров еще со школьной скамьи. Сужу по себе: я заканчивал среднюю школу с политехническим обучением. Школа была тесно связана с крупным машиностроительным заводом, который обеспечил ее современными токарными, фрезерными станками. Это были настоящие цеха, которые выполняли заказы для завода, а выпускники средней школы вместе с аттестатом получали настоящие свидетельства специалистов. У меня был 2-й разряд токаря, позволивший затем работать по специальности на том же самом заводе.

В крае произошло знаменательное событие: на судоверфи «Звезда» спущен на воду первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах». В принципе, новое для нас производство, которое потребовало приглашения специалистов не только из других регионов страны, но и иностранцев. Еще совсем недавно в крае был мощный политехнический университет, готовивший специалистов в области судоремонта и судостроения. Можно ли сказать, что ДВФУ успел за эти годы подготовить специалистов для нового производства?

Если вспомнить опыт индустриализации 1930-х в СССР, там была выстроена целая вертикаль. Крестьян сначала обучали элементарной грамоте, затем направляли на рабфаки, готовили персонал для заводов. Кадры действительно «ковались». Сегодня никакой системы подготовки кадров для промышленности, к сожалению, нет. Все разобщено, каждое отдельное звено – образовательные учреждения и промышленные предприятия – работает на себя.

На самом деле нужна серьезная разработка стратегии социально-экономического развития Приморского края, в которой требуется обозначить приоритеты. На какие отрасли региональной специализации делаем ставку, какое взаимодействие и кооперативные связи развиваем с другими субъектами Дальнего Востока, с чем и в каком качестве вступаем в интеграцию с соседними странами, какие специалисты и в каком количестве потребуются в ближайшее время и на более отдаленную перспективу? Наконец, как и за счет каких ресурсов край сможет не только сохранить свое население, но и стать привлекательным для тех, кто захочет сюда переехать?

Казалось бы, у нас есть все: свободный порт, территории опережающего развития, даже бесплатные гектары, мосты и ледовая арена, а люди продолжают уезжать. И лишь потому, что и у федерального центра по отношению к региону нет точной целевой установки.

Определяющим критерием статуса резидента, который может претендовать на налоговые и прочие льготы, является количество денег, с которыми он сюда приходит. Речь не идет о специализации, о комплексности развития территории – суета ради суеты. Уже сегодня возникает немало конфликтных ситуаций, связанных с выделением земли для инвесторов, с обязательствами государства по поводу инфраструктуры и т. д. А в перспективе проблем может стать значительно больше.

Дальний Восток объявлен президентом приоритетом на десятилетия вперед, государство пообещало преференции, но тут же эти льготы получают и другие территории. Тогда в чем же приоритет? Много разговоров и обещаний отказаться от сырьевой направленности развития ДФО, но в списке Минвостокразвития – преимущественно предприятия добывающего профиля. А специализация на добыче полезных ископаемых делает лишним даже то население, которое здесь еще остается.

Поэтому в условиях пока еще предкризисного состояния стоит думать не только о тактических, срочных решениях, но и стратегических задачах. Это позволит смягчить нынешнее падение и обеспечить выход на траекторию развития, в которой одной из принципиально важных составляющих является обеспечение занятости тех, кто остался без работы, и подготовка кадров для будущего.

 

Комментарии (5)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Иванов Сергей Парфирьевич 3 месяца назад
0 1
Ива-дурак, а где проходит граница между сраной и государством, лично я этого не вижу, и в Японии не видел, и в штатах не видел и в Сингапуре не видел и в Европпе не видел. Может быть у тебя особое зрение?
Иван-дурак 3 месяца назад
2 0
Понятия "страна" и "государство" совершенно разные, об этом написано во всех учебниках по обществоведению и политэкономии 20 века. Страна у нас - великолепная! А вот государство в лице чиновников всех уровней и их прихвостней ..... Вот и вся причина ...
люблю путина 3 месяца назад
2 0
Зачем нам квалифицированные кадры, когда есть гастеры из Азии, они всё за нас сделают, ведь Мистрали сделали.
Алекс 3 месяца назад
3 0
В статье нет ни чего нового. Все это известно всем: и на верхах, и в низах. Если стране не нужны инженеры-профессионалы, зачем ей тогда промышленность? Даешь армию манагеров!
Ван 3 месяца назад
5 0
Таки что я могу дополнить Юрий к вашей статье. 1. Почему люди уезжают, слетайте хотя-бы в Новосибирск и зайдите в Магнит, посмотрите на цены. А сравнить цены на недвижимость можно и из Владивостока. 2. Упоминаемый вами танкер на 80% был построен за границей Hyundai Samho Heavy Industries.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ