2021-09-17T09:58:47+10:00 2021-09-17T09:58:47+10:00

«В исходе колониального подхода только одно: регион опустеет»

Уже прошло восемь лет с того момента, как президент поставил задачу: Дальний Восток – приоритет на весь XXI век. Для этого нужно искать нетрадиционные, креативные решения. К сожалению, все последующие действия говорят о дефиците этих идей в тех структурах, которые были призваны этим заниматься. Этот недостаток есть и в той национальной программе, которая была утверждена в 2019 году. Сегодня мы повторяем то, что уже давным-давно пройдено.

Если мы действительно собираемся развивать Дальний Восток, делая это приоритетом на весь XXI век, то территорию, на которой предложено создать мегаполис, нужно рассматривать прежде всего как территорию интеграционного взаимодействия со странами АТР – именно здесь сосредоточено огромное количество населения, здесь производится основной ВРП, сюда смещается центр экономической и политической жизни.

Какую роль в этом процессе должен выполнять Владивосток? Начать имеет смысл с того, что от Красноярска до Тихого океана нет ни одного города-миллионника. Та идея, которую сейчас озвучивает министр Чекунков, по сути, не стратегическая, а назовем ее инициативной. Он фактически воспроизвел то, что за неделю до этого сказал министр обороны. Но Шойгу понять можно: его волнуют приближающиеся к Москве силы НАТО.

Если же мы говорим об интеграционных связях с АТР, то в этом случае Владивосток будет играть совершенно другую роль. Город находится в окружении крупнейших городов АТР. И понятно, что в регионе необходимо создавать центр интеграции. У нас есть колоссальное преимущество при условии долгосрочного видения, которое заключается в том, что нужно перераспределить функции между Хабаровском и Владивостоком. Подчеркну: не конкурировать, не дублировать функции, а именно распределить. Хабаровск находится в географической точке пересечения всех транспортных путей субъектов Федерации макрорегиона, и он должен выполнять функцию координирующего действия этих субъектов как столица Дальнего Востока.

У Владивостока совершенно иная функция. Обратите внимание: при принятии решения о переносе столицы Дальнего Востока во Владивосток основным аргументом были функции международного характера, которые ровным счетом не имеют никакого отношения к исполнению роли столицы региона. Это совсем другие задачи. Это связь России, Европы со странами АТР, это международное значение города, а это, повторюсь, иные задачи, инфраструктура, объекты и параметры города.

Сегодня оба города не достигают численности населения в миллион человек, но в этом и нет нужды: концентрация, стягивание сюда людей по образу и подобию крупных городов в других странах только создаст массу неудобств, присущих этим миллионникам. Для нас должен быть смысл в другом – организовать кооперацию между Владивостоком и Хабаровском, установить скоростную железнодорожную связь между ними, чтобы можно было в течение одного дня съездить в обе стороны.

В целом схема вырисовывается такая: Москва – Санкт-Петербург – западное направление, Владивосток – Хабаровск – восточное направление. Очевидно, что и центры управления должны быть правильным образом разнесены. Одним из основных решений должно стать размещение Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики в Хабаровске, и на его базе настраивать связь между регионами ДФО, это нужно делать уже сегодня. Ведь главная проблема макрорегиона – отсутствие кооперативных, технологических, функциональных связей, каждый субъект сам по себе живет, выходит на международный рынок и так далее. В этом большая промашка Минвостокразвития и его основная задача.

Владивосток же здесь должен нести функцию геополитического, геоэкономического и геокультурного центра в связях России и АТР. Значит, здесь должен быть полпред и его аппарат, здесь должны приниматься решения, определяющие внешнеэкономическую деятельность РФ в АТР. Поэтому очевидно, что Владивосток должен выйти за пределы своих административных границ, поскольку в нынешнем своем полуостровном положении перспектив для развития у него нет. Он не имеет возможности решить логистические, транспортные проблемы, в которых город пребывает в ежедневном режиме.

Административный центр Владивостока, действительно, нужно выносить за пределы полуострова. Где у нас сегодня пересечение всех основных транспортных путей? Это Артем и Надеждинский район. Именно здесь должен быть сформирован новый центр – с новой инфраструктурой, архитектурой, возможностями. Тогда мы снимаем нагрузку с береговой части Владивостока, начинаем рекультивацию, скажем, от бухты Золотой Рог – вывод всех портовых мощностей, и превращаем центр города на самом деле в туристический центр, который будет работать на привлечение иностранцев.

Вся портовая деятельность должна быть перенесена и увеличена на берегах Амурского и Уссурийского заливов. Это и Суходол, и Большой Камень, и Находка, и Восточный, и Посьет, Зарубино, Славянка и т. д. Сверхзадача заключается в том, чтобы на свободных площадках начать строительство действительно крупных портов – не то, как сегодня, – 20–30 млн тонн, а 200–300 млн тонн. Причем все должно быть согласовано с перспективами развития Транссиба и БАМа. В итоге все это в совокупности может оказаться не только альтернативой китайскому Шелковому пути – мы могли бы стать ему серьезным конкурентом, но и серьезным подспорьем для Северного морского пути.

В этом отношении в идеях, которые прозвучали на ВЭФ и которые высказывает министр, есть здравое зерно, но оно пока в зачаточном состоянии и не достигает даже уровня разработок 90-х годов, которые мы здесь делали. Они до сих пор остаются актуальными.

Еще проблема – формирование бюджетов регионов и в том числе городов. На мой взгляд, из Москвы решения этой проблемы не увидеть. И все попытки, которые предпринимаются сегодня, – это то, против чего я, так сказать, выступаю все эти 30 лет. Совершенно очевидно, что, пока будет сохраняться ресурсно-экспортная специализация региона, люди будут продолжать отсюда уезжать. Они здесь, попросту говоря, лишние, они не нужны. Изменить эту ситуацию можно только одним способом: вот провозгласили громкий лозунг о приоритете Дальнего Востока, давайте двигаться дальше – менять коренным образом специфику территории, создавать новую индустриализацию.

Ее элементы сегодня показывает крупный бизнес – те же «Роснефть», Газпром, Роскосмос и прочее. Но это частные решения бизнеса, это не стало на сегодняшний день частью государственной политики. Эту ситуацию может изменить только государство, а не меняется она только потому, что у него нет видения и понимания будущего Дальнего Востока.

Отсюда появляются бредовые идеи. Одна из таких, когда министр (Чекунков. – Прим. ред.) заявил: мы сейчас будем измерять отношение к своим решениям новым показателем – человекочасы радости… Ну застрелись, а лучше не скажешь! Это как нужно не понимать регион, чтобы не знать, что люди отсюда бегут как раз в поисках радости! Какой вам еще нужен показатель?!

И все то, что связано с таким бедственным положением и поведением корпораций, которые выкачивают и обез­жиривают территории, – это и есть тот колониальный подход, который закончится только одним: регион опустеет. Но природа не терпит пустоты – пустую территорию одной военной силой не удержишь, да и кормить эту силу будет здесь некому.

Таким образом, мы выходим на уровень государственной, национальной безопасности – тех перспектив, которые могут нас ожидать. Это уже не шутки. Но, к сожалению, нет сегодня предпосылок, чтобы сказать: да, ситуация стабилизировалась, люди сюда поехали, численность населения увеличивается. Причем речь сейчас не о численности крупных городов, а в целом Дальнего Востока. Но у нас такая задача не ставится, хотя, напомню, вторым пунктом в критериях оценки деятельности губернатора стоит динамика населения на территории.

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (8)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
приморье-5 1 месяц назад
0 0
Вопрос жилья Владивостока-п\в Мурав.-Амур. большой!Владивосток занимает 15%.Почему власть решила строить опять муравейники для людей в Трудовом...вам мало Снеговой Пади..улиц Нейбута..Ладыгина..да весь Ленинский район за Минным и Первомайский это гетто и "подобное счастье" власть приготовила для горожан по заоблачным ценам опять?В России нет земли!?Что это если не лоббирование узкой группой лиц огромных доходов?Может по той же причине что и отсутствие рыбного рынка в самом морском городе?Откройте карту Анкориджа др. городов США и Европы..деловой центр Даунтаун а дальше малоэтажное жилье для комфортной жизни многодетных семей где есть широкие газоны большие открытые территории...парки..и без войн за стоянки машин у домов от которых даже свет не попадает в окна!Вопрос увеличения численности города запустила группа лиц в этом заинтересованная а для жителей города только одна перспектива это малоэтажное жилье с новыми дорогами и районами до самого Артема через Шаморовскую дорогу по сопкам.
приморье=4 1 месяц назад
0 0
Районы ДВ пустеют население перебирается в крупные города ДВ.Но проблема еще и в том что когда те у кого есть средства и решаются на переезд.. выбирают Запад России т.к. особой разницы нет с чего начинать жизнь заново..с Владивостока или Краснодара...Питера или Подмосковья.Т.е. население не верит власти...да и как верить если 20 лет их выгоняли с корнем из районов...Другое направление темы-города.Проблемы городов ДВ не решаемы без общегосударственных проблем и стоят в общем списке-это фабрики-заводы т.е. свое производство и настоящая работа а не купи-продай+блогеры.Наинижайшая минимальная з\п не дает шансов заработать своим трудом кроме как на еду.Местное население отказывается от предложений по работе на местном рынке труда а штрейкбрехерами выступают мигранты-гостарбайтеры которых российский капиталист охотно берет на работу а скоро будет завозить поездами тысячами вместо того чтобы поднимать своим зарплаты при полном попустительстве самой властью.
приморье-3 1 месяц назад
0 0
Сократив с 2021г. последних налоговых инспекторов во всех районах ДВ,власть предлагает приехать за 200 км. в одну сторону решить копеечную проблему малому ИП!О ведении и учете бизнеса для малого ИП отдельный разговор..там вообще ЗАВАЛ! и цифровой рэкет.Кто помнит в конце 90 годов..начало 2000г, спокойно можно было в районном центре решить все вопросы с личной машиной-от регистрации и смены владельца ..до ТО.Сегодня эта привилегия только у городов...хотя в век интернета в районах с этим может справится всего один сотрудник ГИБДД..ну два...Нет все порезано и сокращено.Врачей в районах не хватает а молодые учителя в добровольную ссылку не едут.Почему Кремль не вводит обязательную отработку бюджетников в удаленных регионах на 2-3 года как в СССР?!Может потому что в Москве на бюджете учатся все сплошь блатники и их нельзя отравлять на ДВ?..и легче потом устраиваться в частных клиниках и школах выучившись на халяву.
приморье-2 1 месяц назад
0 0
Сокращение население ДВ если посмотреть по официальным данным статистики по городам и районом идет в 100% в удаленных районах..небольших городках,районах и районных центрах.В 4-5 городах численность даже растет в первую очередь за счет пустеющих районов.Поэтому немой вопрос к власти-Зачем вкладывать миллиарды бюджетных средств на переселенцев,они уедут рано или поздно.Если власть сокращает жизненно важную социалку..копеечные бюджетные должности от которых зависит каждодневная жизнь дальневосточников в районах а потом вбухивает миллиарды чтобы вернуть уехавший народ...то вопросов больше чем ответов.Все предприятия от СССР давно закрыты,районы живут по новым правилам с нулевых годов и все вопросы к власти-Кремль ведет оптимизацию..грубо "ломая людей через колено" а потом гадает..почему и отчего.В районах много населения кому нравится там жить+это родные края,люди прикипели и привыкли там жить.Но с каждым годом власть делала жизнь этих людей зависимыми от центра и довела до абсурда.
Аноним 1 месяц назад
1 0
Отмените налоги населению и предприятиям на 10 лет, сделайте электричество по 2 руб + всем переселенцам квартиры от родины. Все Компании будут здесь строить свои производства, а люди ехать работать за длинным рублем. Я тот повар, что может руководить государством....
Приморье 1 месяц назад
1 0
Проблему сокращения населения ДВ надо разделить на две составляющие 1.Крупные города-В Хаб.крае-Хабаровск..в Прим.крае-Вла-к,Усс-к,Б.Камень,Находка.Якутия-Якутск,Сахалин-Ю.Сахалинск,Амур.об.-Благовещенск. 2.Удаленные города,сельские районы,удаленные районные центры в краях и областях.Задачи и методы для удержания-привлечения населения совершенно разные.Как было в СССР-1.К-удаленности реально работал и финансово поддержка была реальная 2.Обеспечение-К примеру новый магнитофон кассетный "ВЕСНА" или японский нейлоновый мужской костюм легче было купить в г.Вяземске в райпо от Вяземского леспромхоза чем в самом Хабаровске.Такая система была на БАМЕ с очередями на машины.Т.е. Совет Министров поддерживал удаленные регионы и именно районы чтобы население оседало и пускало корни..перечисленные факты капля в море..было действительно много чего и старожилы помнят как обеспечивались удаленные районы.Можно было прожить 2-3 года и не ездить в города т.к. было для жизни все!Сегодня ничего этого нет
Смешной 1 месяц назад
7 0
Люди бегут отсюда и будут бежать дальше, потому что все что говорят наши чиновники - пустые слова. Никому Дальний Восток не нужен. Речь может идти только об отмывании денег. Они бы лучше проанализировали, почему в Советское время численность населения на Дальнем Востоке росла. Но, к сожалению, аналитиков у нас среди чиновников нет и, похоже, не будет никогда.
Евгения 1 месяц назад
1 0
Молодец дядька, в корень зрит. Прислушивался бы еще кто...
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ