Поэтапный ввод национальной системы маркировки «Честный знак» стартовал в России в 2018 г. Согласно планам Центра развития перспективных технологий, к 2024 г. обязательной маркировке будут подлежать все группы товаров: от продуктов питания и товаров первой необходимости до табачных изделий. Однако работа системы «Честный знак» не отлажена на практике, считают предприниматели, и выгодна она, в первую очередь, поставщикам данных услуг.
Система маркировки и прослеживания товаров в России направлена на контроль прохождения всех товаров от производителей и импортеров через торговые сети потребителям. Тогда как зарубежные системы маркировки и прослеживания товаров в основном либо не носят обязательного характера, либо сфокусированы на отдельных товарных группах. К таким товарным группам в обязательном порядке относятся лекарственные средства и табачная продукция.
В России же обязательной маркировке в 2021 г. подлежат: табачная продукция, фотоаппараты и лампы-вспышки, товары легкой промышленности, велосипеды, упакованная вода, шубы, лекарства, шины, покрышки, кресла-коляски, пиво и пивные напитки, духи и туалетная вода, одежда и обувь, а также мороженое и молочная продукция.
Мороженое подорожает
С 20 января 2021 г. стартовала обязательная маркировка по определенным группам ТНВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). По остальным группам переход на маркировку должен быть осуществлен не позднее 1 октября 2021 г.
Предполагается, что система маркировки «Честный знак» будет сопряжена с системой ЭВС «Меркурий». Например, прослеживать молоко от фермы до завода будет «Меркурий», а «Честный знак» – от завода до покупателя.
Представители молочной отрасли оперативно просчитали негативные последствия «Честного знака». В частности, мороженщики активно выступали в пользу отсрочки внедрения системы маркировки продукции, апеллируя отсутствием технологий, высокой финансовой нагрузкой и конечным удорожанием продукции не менее чем на 30%.
Вот как рассказывает о внедрении «Честного знака» Алексей Лабунец, главный механик ООО ПКФ «ПРОКСИМА», руководитель проекта по внедрению «Честного знака»: «Приобретая буквенно-цифровой код, мы должны преобразовать его в так называемый графический матрикс код. Он уникален и наносится на упаковку каждой порции мороженого одной и той же марки. Теперь сухие цифры. Например, одна линия выпускает 24 тыс. порций мороженого в час. Умножаем на 60 коп. (стоимость кода с учетом НДС). Выходит, 14 400 рублей мы будем платить государственно-частным партнерам за выпуск этих кодов – и это только во временной промежуток 60 минут.
Стоимость самой печати, оборудования, амортизации и другие сопутствующие расходы – просчитываем отдельно. На 60 коп. увеличивается цена самой упаковки, плюс 3 коп. – это стоимость непосредственно нанесения кода. Оснащение оборудованием для считывания кода обойдется компании в сумму около 1,5 млн рублей на один поток. И все эти расходы будут закладываться в цену одной порции мороженого. Таким образом, порция мороженого подорожает для конечного потребителя от 15 до 30%. Если в сезон мы запустим все имеющиеся линии, то оплата кодов в сутки будет составлять 774 тыс. рублей. Причем в нашем случае, как говорил классик, «сначала деньги, потом стулья». То есть прежде чем продать продукцию, мы должны инвестировать в маркировку огромные средства».
Четкого понимания, как именно должно происходить внедрение «Честного знака», у большинства предпринимателей нет. «Например, возникал резонный вопрос, почему под данную систему попадает такая продукция, как мороженое? И почему мы должны платить за коды сразу, ведь производство мороженого допускает до 7% брака по стандарту, то есть коды, нанесенные на брак, не могут быть повторно использованы», – задается вопросом Алексей Лабунец.
15 декабря появилась некая определенность по этим вопросам. Производителям рекомендовали типографский способ нанесения кодов. Последнее собрание мороженщиков по реализации «Честного знака» состоялось 20 января. Оно проходило совместно с Министерством торговли РФ, участниками оборота, союзом мороженщиков и других представителей сообщества предпринимательств. Правительство России в лице Минпромторга сообщило, что типографии полностью готовы к такой работе. Но, как показывает мониторинг, на практике такой готовности нет. Многие типографии вообще не в курсе, что такое «Честный знак» и как его печатать.
Алексей Лабунец: «Диалог с властью не получился. 13 ноября 2020 г. мы направляли официальное письмо министру экономического развития РФ Максиму Решетникову с обоснованием нецелесообразности оперативного внедрения системы маркировки, однако, к сожалению, не были услышаны».
Бессмысленная дополнительная маркировка
Три года назад в распоряжении правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р в перечне товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, такие товары, как полимерные трубы, отсутствовали, однако в 2019 г. производителей предупредили о включении в этот список. Применение маркировки «Честный знак» предприниматели считают избыточной, бессмысленной и ведущей к дополнительным затратам для производителя и конечного потребителя.
Анатолий Глущук, директор ООО «Пластпродукт»: «25 октября 2019 г. в наш адрес поступило письмо от ООО «Оператор-ЦРПТ», которое является официальным оператором ГИС мониторинга за оборотом товаров, согласно постановлению правительства № 620-р, об обсуждении возможного включения в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, полимерных труб.
Декларированной целью Национальной системы маркировки «Честный знак» является гарантия потребителям подлинности и заявленного качества приобретаемой продукции. Однако трубная продукция и так подлежит обязательной сертификации с ежегодным подтверждением качества в аккредитованных независимых лабораториях. Одним из требований ГОСТа является обязательное наличие маркировки на каждой единице продукции, позволяющей идентифицировать вид продукции, производителя, дату производства. Основная часть продукции реализуется корпоративному заказчику в результате тендерных процедур, что позволяет заказчику определять требования по качеству продукции и проверке продукции на соответствие.
Основной проблемой с качеством полимерной трубной продукции является использование несоответствующих марок сырья. Маркировка «Честный знак» не позволяет идентифицировать качество используемого сырья. Мы просчитали затраты на оснащение предприятия устройствами для нанесения маркировки в поточной линии. Для каждого производителя эта сумма составит более 8 млн рублей инвестиций. Операционные затраты увеличатся на 0,5 млн рублей в год. Все эти затраты будут закладываться в стоимость продукции. Повышение цен составит от 2 до 20% в зависимости от вида продукции.
В первых числах февраля 2021 г. большинство производителей строительных материалов получили запрос от Минпромторга с просьбой предоставить предложения по ограничению роста цен на строительные материалы. Так вот наше предложение: не надо вводить маркировку для полимерных труб и таким образом повышать стоимость!»
Есть предложения
Большинство предпринимателей солидарны во мнении, что для реализации всех требований программы и обеспечения ее бесперебойной работы на предприятиях необходимо дополнительное время для подготовки, тестирования и внедрения. Кроме того, маркировка «Честный знак» для всех товаров может спровоцировать значительный рост цен и создать дополнительные трудности производителям, ретейлу и конечному потребителю.
При этом у представителей российского бизнес-сообщества сложилось устойчивое мнение, что в целом маркировка товаров укладывается в общую идею мирового опыта, но лишь в части алкогольной продукции, лекарств и табака. Однако отметим, что большинство представителей бизнес-сообщества, несмотря на негласное признание ситуации «критичной», находятся в состоянии «кризиса доверия» и комментировать происходящее отказываются.
Но приморские эксперты уверены: маркировка – важный, но не единственный инструмент борьбы с нелегальным оборотом. Эта работа должна вестись комплексно. Председатель Приморского регионального отделения «Партии Роста» Кирилл Батанов считает, что, на первый взгляд, маркировка товаров выглядит некоторым благом для потребителя, ведь среди потребительских товаров действительно много фальсификата и контрафакта. Но если разобраться, возникает масса «подводных камней».
Кирилл Батанов: «Во-первых, маркировка точно не является гарантией качества, а во-вторых, у нас в стране в последнее время все учетно-контрольные системы делаются в рамках ГЧП. И здесь четко прослеживается интерес финансово-промышленных групп, которые теперь имеют возможность получать деньги буквально «из воздуха», потому что государство издает нормативный акт.
Лично меня возмутила система маркировки лекарств, внедряемая в период пандемии! Сбой в системе учета и в результате месячный дефицит лекарств в аптеках. Граждане «по блату» доставали антибиотики даже в столицах! Я никогда не мог представить себе такое в моей стране. «Партия Роста» представляет интересы малого и среднего бизнеса, и мы готовы выступить с инициативой установить мораторий до 2024 г. на внедрение любого вида маркировки товаров. За время моратория необходимо сформировать отраслевые группы из предпринимателей и рассмотреть на них целесообразность внедрения маркировки по всем отраслям. Не просто распоряжением правительства обязать ввести маркировку, а получить от каждой отрасли расчет издержек на внедрение маркировки, оценить возможное повышение стоимости продукции для конечного потребителя. В тех отраслях, где маркировка является дублирующей, отменить ее совсем».
Марина Шемилина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае: «По некоторым группам товаров системы прослеживания показали свою эффективность, например ЕГАИС-алкоголь, табачные изделия, маркировка меховых изделий. Но мы не всегда видим обоснование включения в перечень товаров, подлежащих маркировке, иных отдельных товарных групп. В 2020 г. к нам обращались предприниматели с жалобами на введение маркировки. Последствиями внедрения этой системы бизнесмены называют значительно ухудшающееся финансовое положение производственных предприятий, а также вынужденное повышение отпускных цен на продукцию. По факту обращений проблема обсуждалась на заседании профильного комитета Законодательного собрания Приморского края, были подготовлены и направлены предложения в адрес уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Мы прекрасно понимаем, что в условиях пандемии и так не очень стабильное экономическое состояние предприятий может значительно ухудшиться, и готовы транслировать на федеральный уровень обращения предпринимателей с приложением экономической аргументации рисков и издержек, связанных с введением обязательной маркировки».
Алексей Дешпет, член Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Наиболее часто обязательная маркировка и системы прослеживания товаров вводятся в отношении лекарственных средств, а также алкогольной, табачной и сельскохозяйственной продукции. Основной аргумент в пользу маркировки – защита потребителя от контрафактной продукции. Менее значимый для потребителя, но ключевой для государства – усиление контроля отрасли и повышение налоговых сборов.
К сожалению, внедрение системы маркировки в России очень сложно охарактеризовать с положительной стороны. Опуская историю с выбором оператора, сам перечень товаров, в который кроме табака, алкоголя, лекарств и продуктов включены обувь, одежда, постельное белье, трубы и автопокрышки, выглядит очень странно. Операторы системы декларируют конечную стоимость маркировки менее рубля на единицу товара, однако производители в один голос говорят о десятках процентов увеличения стоимости для конечного потребителя.
Период 2019–2024 гг. для введения обязательной маркировки как нельзя более неподходящий. Экономика России и до 2020 г. находилась явно не в стадии роста, а в условиях мировой пандемии дополнительная нагрузка на бизнес и конечного потребителя является просто недопустимой. В выигрыше только компании, занятые в производстве оборудования и программного обеспечения процесса маркировки. Для них это гарантированный сбыт и возможность получать прибыль в условиях «ковидного» падения доходов.
Считаем возможным предложить отсрочить введение обязательной маркировки на более поздний срок, а для некоторых групп товаров отменить совсем. Но производители товаров должны осознать, что положительное решение вопроса зависит только от них самих. В качестве примера есть опыт Китая, когда государственная программа маркировки была полностью прекращена по просьбе производителей».