«Льготная ипотека» – это очередной феномен параэкономики, к разговору о нем просится эпиграф известного сериала: «Истина где-то там…»
По канонам эзотерического знания медиумы господдержки собирают за столом своих спиритических сеансов беспринципных шарлатанов, хорошо знающих, как они отобьют свою «шляпу» в процессе «перераспределения», и легковерных простофиль, готовых бесконечно слушать потусторонние голоса, рассказывающие сказки про «социально ориентированные бюджеты развития», ресурсы расходных обязательств которых пополняет астрал, а не наши с вами налоги. В традициях «Секретных материалов» руководящие органы паранормальной экономики издают указы, постановления и прочие важные документы. По ним же сочиняют и отчеты об успешном достижении целевых показателей.
«Истина где-то там…», а здесь – не стоит удивляться, когда аудиторы Счетной палаты в одной и той же бумаге рапортуют: «Меры поддержки оказали положительное влияние на строительную отрасль», расшифровывая ниже мелким шрифтом: «Стимулирование спроса в регионе сразу по четырем ипотечным программам привело к росту цен на жилье на 18%. При этом наращивание объемов строительства жилья в ДФО за 2020 г. составило только 8,3%».
В нормальной экономике за такие, с позволения сказать, «достижения» посадили бы в тюрьму. В паранормальной рекомендуют «продлить и расширить практику», назначают «повышенные целевые ориентиры», поощряют лидеров, подтягивают отстающих. Впрочем, к чести СП стоит заметить, что осенью прошлого года ее аудиторы наконец определились со своим мнением: «льготное» безобразие пора кончать. Но, как говорится, поздно пить боржоми – бенефициары вошли во вкус и распланировали распил уже до 2030 г.
Да, действительно: «льготная ипотека» – суть узаконенное мошенничество. И не важно, под каким «соусом» оно подается – ради «развития Дальнего Востока» или «в поддержку молодой/многодетной семьи», «закрепления специалистов на селе» или «борьбы с последствиями пандемии коронавирусной инфекции». Или вот свежевызревающий «патриотический тренд» – помощь семьям военнослужащих… Господи!
Путем нехитрого перебора букв простенький гуглобредогенератор, переварив пару абзацев из текущей ленты новостей, создаст вам миллионы вариантов таких «целей поддержки». И ни для кого уже давно не секрет – все эти «льготы» фактически выкармливают вполне себе представительный социальный класс «профессиональных нищих», чей уровень достатка можно обозначить как «малообеспеченные» разве что по меркам Княжества Монако. Такие «нуждающиеся» семьи живут, как правило, в границах МКАДа, имея в списке домочадцев одного-двух с дальневосточным паспортом. Под них и оформляют очередную «льготу», покупают «льготную» недвижимость… и тут же сдают ее в аренду. Или перепродают с маржей. По сути, это мошенничество. Но коли есть такой закон, что узаконивает жулье, то, стало быть, и жулик теперь – честный человек.
Однако оставим это на их совести. Основная беда не от спекулянтов. Паранормальные «льготы» оказывают разрушительное влияние на реальную экономику отнюдь не только ростом цен «квадратного метра». Куда страшнее последствия неконтролируемого роста ставок банковских кредитов. Ведь «льгота» их не отменяет и даже не препятствует росту. Наоборот, «компенсируя» часть банковской ставки для определенной категории «нуждающихся» (за счет выплат из бюджета, то есть за счет нас с вами – рядовых налогоплательщиков), «льгота» подает сигнал банкирам – продолжать в том же духе: повышать ставки по кредитам до уровня «сколько хочется», заемщикам бюджет все «компенсирует». Они и повышают. А почему бы нет? И кредиты остаются заоблачно дорогими для всех остальных, не попавших в льготы: для производственных предприятий, транспорта, энергетики, коммунального хозяйства. Рентабельность там снижается, и выхода из тупика лишь два: либо закрываться, что влечет уменьшение предложения товаров и услуг на рынке и приводит к росту цен, либо самим повышать цены, если на рынке для этого есть свободные деньги. А они – есть: бюджет же раздает их через «льготы».
В здоровой, нормальной экономике государство должно ставить заслон банковскому беспределу, наказывая излишне жадных ростовщиков прогрессивным налогообложением процентного дохода.
В здоровой, нормальной экономике государство должно финансировать социальную сферу, повышая зарплаты учителям, врачам, увеличивая пенсии, в конце концов, до уровня, когда ипотека становится доступна каждому, без всяких мутных «льгот». Ведь люди, честно трудившиеся всю жизнь, уже давным-давно заработали эти деньги.
В здоровой, нормальной экономике сбережения граждан, желающих вложить их в прибыльный бизнес, государство привлекает на инфраструктурные проекты – строительство дорог, развитие энергокоммунального хозяйства, охрану окружающей среды.
Но вместо всего этого в паранормальной экономике государство выкармливает жуликов-спекулянтов и поощряет банковский разбой. Самое обидное, что все это делается за наши деньги. Мы – рядовые налогоплательщики – фактически покупаем свои проблемы, финансируя машину по производству инфляции. Платя налоги паранормальному государству, мы покупаем этот рост цен, упадок производства, застой и нищету тех, кто и так к богатым сроду не причислен. Покупаем, сами приближая свою бедность, которая, перефразируя эпиграф к известному телесериалу, вовсе не «где-то там».