2023-02-28T10:16:59+10:00 2023-02-28T10:16:59+10:00

Послание Путина: готовимся к изменению деловой среды

Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию обратился к олигархам, столкнувшимся с «волчьими повадками Запада»: бегать с протянутой рукой и унижаться бессмысленно. Соответственно, по словам президента, «источники благополучия и будущее для бизнесменов РФ должны быть в родной стране». То есть фактически российским миллиардерам предложили сделать выбор: или быть со страной, или второсортными чужаками на Западе. Есть ли шанс, что они одумаются?

Размышлять о свободе выбора лучше всего, освободившись от эмоций. А если без эмоций, то в мире сейчас – кризис. «Экономический», «глобальный», «циклический», «системный», «структурный»… – названий много, как и оттенков. Но все они об одном: в периоды кризиса обострение конкуренции достигает наивысшей точки, когда борьба идет уже не за прибыль, а за само выживание.

Противопоставив себя земле, в которой могилы их предков, народу, на котором сколотили свой капитал, государству, хорошему или не очень – не суть, но государству, которое силой армии почти целый век обеспечивало мир и покой земле и народу, а значит, ту самую «свободу выбора», коей эти люди сполна и воспользовались, они сами себя лишили иных вариантов, как стать чьим-то кормом. Они обменяли свой выбор на горстку наличности, руководствуясь примитивным лозунгом: «Деньги к деньгам, а остальное все купим». Хотя их предупреждали: «все» не получится. Деньги – это просто деньги. Как жир не защищает от волчьих зубов овцу, отставшую от стада, так и «много денег» – дают иллюзию успеха, но не реальную безопасность чужакам, отказавшимся от «своих». Скорее, наоборот.

А вот неприкосновенность личности может дать только власть. Хорошая или плохая – это уже детали, над улучшением качества власти тоже надо трудиться. Но сегодня в мире тренд так называемой классовой борьбы, и, как видно на примере старых демократий, гарантировать неприкосновенность силой абстрактного закона нынче не удается нигде. Для гарантии – реальная власть необходима.

Слова президента, возможно, кому-то покажутся циничными, но в них суть: в разгар кризиса в обществе, и не только российском, кстати, закономерно растет спрос на «борьбу с богатыми». Глава государства, как высшее должностное лицо, озабоченное стабильностью в стране, посылает сигнал, в котором, во-первых, содержится предостережение о негативных последствиях, а во-вторых, предлагается альтернатива – направить энергию этой борьбы на мирные цели. У каждого из нас широчайший выбор возможностей к применению своих патриотических чувств непосредственно по месту жительства: чтобы привести в порядок хотя бы один квадратный метр родной земли, не обязательно ждать повестку из военкомата, достаточно лишь, как учил классик, «просто взять веник и подмести».

Не об офшорах сейчас надо думать, а о том, что у нас под ногами. Не надо метаться по миру в поисках места, где «чище и лучше», потому что нет ничего зазорного в том, чтобы делать чище и лучше то место, где ты родился. Ведь, в конце концов, так и делали там, где уже чище и лучше.

Конечно, кризис рано или поздно закончится. Нынешний (не самый глубокий, кстати) перейдет в рецессию, как и положено «по учебникам», и через несколько лет уступит место экономическому росту. При этом, однако, специальная военная операция неизбежно будет менять и наше общество. Собственно, уже меняет, а со временем эти изменения проявят себя отчетливо.

Прежде всего, произойдет переформатирование элит. В большей мере этому будет способствовать возвращение ветеранов СВО и назначение их на руководящие посты в государственном аппарате и бизнес-структурах с госучастием. И это уже будут не отдельные эпизоды, как в СССР возвращались ветераны-афганцы или в 90-е – ветераны чеченской войны, когда традиции и «понятия» коррумпированных кланов ломали этих людей, принуждая к бесчестию. Так или иначе в зоне боевых действий побывают почти полмиллиона человек. Президент открытым текстом говорит, что именно эти люди будут иметь преимущество в поступлении на госслужбу, а значит, СВО придаст ротации управленческих кадров массовый характер. Впервые в новейшей истории прослойка «эффективных менеджеров», выкормленных тихим и спокойным «бюджетным распилом», рискует оказаться в меньшинстве.

Если внимательно почитать текст президентского послания, то становится очевидно, что вся структура основных его тезисов нанизана на стержень кадровых перемен, а пресловутое «противостояние с западом» не более чем инфоповод. Не называя имен, президент дал понять, что оздоровление общества из стадии философских споров переходит в плоскость реальной практики. А тем, кто еще не проникся или, хуже того, пытается воспрепятствовать, уготована судьба вот этих самых «второсортных чужаков», притом что особняка, даже арестованного, где бы они могли доживать свои дни, им уже никто не обещает.

Какие из этого выводы надлежит сделать бизнесу? Наиболее очевидный, что напрашивается сам собой, – готовиться к изменениям деловой среды. Административная вертикаль станет еще «вертикальнее», а либеральное госрегулирование уступит место прямому госуправлению. Хотя формально национализации не будет, но это и не понадобится. Просто на смену бизнес-элит «девяностых», выросших «снизу», рекрутированных из уличных банд, придут государственные назначенцы, спускаемые «сверху» (а возможно, как в былые советские времена, «брошенные партией на прорыв узких мест»).

Критерии эффективности нового менеджмента, как и вся система KPI, будут пересмотрены в сторону удовлетворения «политической целесообразности». Да и весь экономический рост, вместо измерения показателем «валового продукта» (который, скорее всего, засекретят), переместится в конкретные «штуки пылесосов и стиральных машин на душу населения», как уже, впрочем, было в нашей истории.

Хорошо это или плохо – зависит от того, с какой стороны посмотреть. Так, например, возможно, не все еще обратили внимание, но статистика аварийности в гражданской авиации у нас как-то сразу резко улучшилась: если по итогам 2021 г. Россия несла «почетное» звание «страны падающих самолетов», то с начала СВО – ни одного рейсового борта мы не потеряли. Да и вообще за весь год – 32 человека всех жертв летных происшествий, из которых две трети приходится на «небоевые» в армейской авиации. А ведь, казалось бы, «транспортный коллапс», «хаос», «ужас-ужас»… Но вот замаячила мобилизация – и тут же запчасти нашлись, невзирая на санкции, и качество топлива подтянулось, невзирая на цены, и у обслуживающего персонала время нашлось на должный сервис, невзирая на то что действительно часть рейсов пришлось перенаправлять с закрытых аэропортов на другие, и без того перегруженные. Откуда такая благодать? Да все просто: никто из менеджеров не хочет, чтобы его любимое дитя внезапно пересело со старенького «Гелендвагена» на новенький бронетранспортер. То есть схема работает уже сейчас, а с фразы «Все идет по плану» в этом месте вполне можно убрать кавычки.

Несогласные, конечно, все равно найдутся, но их старый рефлексивный призыв «Валить из этой страны!» теперь не сработает. Куда валить? В «дружественных» странах широта гостеприимства определяется лишь размером привезенного с собой кошелька (а еще суметь бы его вывезти). В странах же недружественных тон сейчас задают не столько официальные власти, сколько те 8 млн украинских беженцев, кто и прежде-то не питал особой любви к русским, а уж теперь и тем более. Порезанные автопокрышки «понаехавшего» «Гелендвагена» – наиболее легкая форма ожидаемого гостеприимства.

Замена игроков идет синхронно с изменениями правил игры, и тем, кто останется, – играть по прежним правилам уже не выйдет. За последние годы в отношении нашей страны принято более 5 тыс. различных санкционных запретов, поставивших, по сути, всех нас вне рамок международного правового поля. Можно дискутировать о том, насколько эффективно эти запреты работают, но очевиден формальный итог: так называемый цивилизованный мир криминализовал сам факт нашего существования. А значит, любая наша экономическая деятельность, с точки зрения зарубежных институций, преступна.

Ответные меры, принимаемые в обход санкциям: параллельный импорт, бартер в международных расчетах, криптовалюты и прочее – так же подпадают под квалификацию организованной преступности. И в этом смысле любая бизнес-активность больше не имеет правовой защиты.

Следовательно, российские хозяйствующие субъекты логично придут к тому, чтобы осуществлять таковую за рубежом исключительно через специальных агентов – «государственных торговых представителей», как это уже было в СССР. И это даже не столько вопрос коммерческой безопасности, а, скорее всего, единственно возможная технология. Ведь «дедолларизация» внешней торговли – переход к системе расчетов в национальных валютах – потребует ведения торговых балансов по каждой стране, которые, в свою очередь, придется строго исполнять. Разумеется, вести такие балансы сами компании не могут – эта забота органов государственной власти, которые (и не надо этому удивляться) будут устанавливать лимиты и прочие нормативы и строго карать за их нарушение. А ловких ребят, готовых в обход правилам, нелегально, через биткоины, обменять юани на рупии, будут гостеприимно встречать в особняках под Магаданом.

В общем, послание президента дает богатую пищу футурологическим исследованиям. Но я не стану отнимать хлеб у них, скажу лишь, что пуще прогнозов меня беспокоит практическая сторона реализации. Ведь духоподъемность прозвучавших призывов в умелых руках медиаэффективных любителей спешно рапортовать «об успехах» может привести к сокрушительным результатам. Взять, к примеру, свежую инициативу депутатов Госдумы по засекречиванию публикаций экономической статистики под тем якобы предлогом, что «враг подглядывает, а кому надо – те и без публикации сами все знают». Тоже такой вот «опережающий патриотизм».

Совершенно очевидно, что без широкого доступа к данным любое сколь-либо осмысленное планирование экономической деятельности попросту невозможно – ни в органах власти (где еще б с компетентностью планировщиков проблему решить), ни уж тем более в бизнесе. А управлять экономикой вслепую мы уже пробовали – итог предсказуем.

Может, «враг» и подглядывает, не мне судить, «врагами» у нас есть кому заниматься. А вот насчет тех, кто «сами все знают», тревожат смутные сомнения: правда ли «знают»? Так ли уж «все»? И нет ли сейчас среди тех «кому надо знающих» таких, кто, спустя пару лет, а может, и меньше, в очередном послании окажется в разряде «второсортных чужаков»? Ведь и их «арестованные особняки» тоже будут выстроены на наши с вами деньги.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ