2023-04-19T10:19:41+10:00 2023-04-19T10:19:41+10:00

Как реально развить Хасанский округ?

Сценарии социально-экономического развития Приморского края сформулированы в принятых ранее документах стратегического планирования. Таким образом, озвученные губернатором Приморского края Олегом Кожемяко на встрече с президентом России Владимиром Путиным проекты развития транспортно-логистического сектора и соответствующей транспортной инфраструктуры (в частности, автомобильных дорог и железнодорожных путей в Хасанском муниципальном округе (ХМО) давно являются объектами, внесенными во все стратегические документы федерального и регионального уровня.

Например, еще в программе социально-экономического развития Приморского края с 2013 по 2017 г. на территории Хасанского муниципального округа основными объектами развития (до сих пор не реализованы) были проекты:

– развитие соответствующей автомобильной инфраструктуры ХМО, модернизация населенных пунктов и социальной инфраструктуры ХМО, развитие соответствующих проектов энергетической генерации и, что более важно, распределения электро­энергии и др.;

– международный (российско-китайский) транспортный коридор (МТК) «Приморье-2», включая развитие порта Зарубино, Посьет и Славянка, строительство нового контейнерного терминала в бухте Троица, развитие железнодорожного пути и погранперехода Махалино – Хуньчунь, позволяющего осуществить транзитные перевозки из Китая через порты ХМО далее паромом в Японию, Республику Корея и другие страны АТР. По оценкам экспертов, на первом этапе объем перевозок мог бы составить до 2 млн тонн в год, а далее объемы могли бы быть увеличены до 8 млн (в том числе 4,5 млн тонн экспортных и 3,5 млн тонн импортных грузов), а в перспективе – и до 15 млн тонн;

– российско-корейский железнодорожный пограничный переход Хасан – Раджин (с КНДР) в перспективе с выходом на транскорейскую железную дорогу и многократным увеличением товарооборота в этом направлении;

– рост туристической отрасли Хасанского муниципального округа, население которого около 30 тыс. чел. в июне – августе возрастает до 300 тысяч единовременно, а в целом за туристический сезон – до 1 млн чел., которые располагаются в основном на 543 км водной части границы ХМО и наносят за короткий период ущерб экологии в 10 раз больший, чем все население муниципального округа за год.

После визита в апреле 2023 г. председателя КНР Си Цзиньпина в Москву возникло новое «окно возможностей» для реализации этих давно запланированных международных проектов, которые нужны для социально-экономического развития страны в целом и нашего региона в частности. Кроме того, реализация этих проектов не является чем-то противоестественным для экономики Хасанского муниципального округа, валовый региональный (муниципальный) продукт которого равен примерно 10,5 млрд руб., но может в случае реализации стратегии развития края вырасти до 2% от ВРП региона, т. е. 30 млрд руб. в год (ВРП края по итогам 2022 г. оценивается в 1,5 трлн руб.).

Да, такой рост возможен в силу того, что структура экономики ХМО состоит на 18% из сектора транспорта и логистики, 14% – оптовая и розничная торговля, 12% – государственное управление, 9% – рыболовство и рыбоводство, что в целом составляет более половины экономики муниципального округа. И именно в этих секторах предполагается реализовать основные проекты развития, обсуждавшиеся президентом страны с главой региона.

Однако возникает естественный вопрос: в случае реализации таких крупных инвестиций не повлияют ли они на экологию ХМО? Не потеряем ли мы все наш «райский уголок», где так любим отдыхать летом? Смогут ли ужиться логистические проекты и возрастающие потоки туристов с уже существующей озабоченностью Российской Федерации экологией ХМО? Ведь в округе высокая доля категорий земель федерального управления: заповедники «Морской» и «Кедровая Падь», заказник «Борисовское плато», национальный парк «Земля леопарда», пограничная зона.

Достичь баланса можно, если фундаментом экономического развития Дальнего Востока (и, конечно, Приморского края) в посткризисный период и на перспективу до 2035 г. станет результат поиска нового макроэкономического равновесия и его отражение в структуре экономики. Основное противоречие, которое проявится в результате развивающегося в мире экономического кризиса, состоит в том, что экономическая деятельность на территории регионов (и в частности Хасанского муниципального округа Приморского края) является частью экологической, а не наоборот.

Стоимость общественного блага не учитывается в структуре экономики края. Для создания новой структуры экономики необходимо научиться его оценивать и включать в экономический оборот. Это означает, что устойчивая и единообразная шкала монетарного измерения человеческой активности, общепринятая для описания экономических феноменов, не годится для работы «за пределами экономики», со всем спектром антропогенного воздействия людей на окружающую среду. Она неприменима в тех его частях, где монетарных измерений не существует.

Разрешение подобного противоречия возможно при расчете баланса эколого-экономической эффективности территории, основанной на синтетических единицах измерения результатов антропогенной активности, в которых наряду с монетарными мерами введены натуральные показатели, единообразно наблюдаемые во всех экологических системах. Для этого потребуется новая балансовая модель.

Для реализации преимуществ балансовой модели не надо прибегать к смешиванию натуральных и стоимостных показателей эффективности, а лишь следует ограничить их с учетом в разных частях баланса. Вполне логичным при этом было бы осуществлять учет всех ценностей экосистемы в разделе «Активы» в том же порядке, в котором принято инвентаризировать национальное богатство (или часть национального богатства, размещенного на территории Приморского края, а значит, и ХМО – «богатство территории»). Эти активы уравновешиваются пассивами – ожиданиями от экономического использования богатства, выраженными в стоимости человеческой активности, направленной на вовлечение этого богатства в оборот.

Конечно, и активы, и пассивы баланса сравниваются, будучи оцененными в денежных единицах. Но при этом они «балансируют», а не смешиваются между собой. И вывод об эффективности делается не по сравнению «индексов роста» какого-то отдельного показателя, а по степени «разбалансированности» активов с пассивами.

Богатства территории – это совокупность всех материальных и нематериальных благ, доступных для потребления. К таковым принято относить: (а) землю и недра, (б) природные запасы, учтенные в хозяйственных балансах – «балансовые запасы», (в) имущественные и финансовые активы хозяйствующих субъектов, (г) неимущественные активы и компетенции. Земельные ресурсы Приморского края могут принадлежать различным собственникам, и это влияет на их стоимость и ликвидность. Природные запасы содержат возобновляемую и невозобновляемую компоненту. Ценность их зачастую может быть определена лишь в совокупности.

В пассивной части баланса присутствует стоимостная оценка потенциала антропогенной активности на территории. Такой потенциал существует в двух формах: (а) человеческий капитал территории, (б) макросистемная рента территории.

Задача человеческого капитала – создать условия для вовлечения природных ресурсов в экономику.

Этот вид капитала инвестирован в территорию живущими на ней людьми: их намерения превратить в экономику некую часть естественного окружения измеряются той суммой, что они рассчитывают на ней заработать на протяжении жизни. Иначе говоря, численно человеческий капитал равен совокупным дисконтированным доходам населения за период его амортизации (продолжительности жизни). Макросистемная рента территории – это капитал, инвестированный ее экономическим окружением через межрегиональное (межмуниципальное) разделение труда, технологические и логистические цепочки, а также решаемые на территории задачи государственного управления.

В общем случае понятие «макросистемная рента» складывается как совокупность опосредованных внешних ресурсов, «импортируемых» на территорию ХМО: земель сопрягаемых территорий, включенных в межрегиональный (межмуниципальный) хозяйственный оборот; проточных (омывающих) водных ресурсов; проточных атмосферных ресурсов; мигрирующей биоты; миграции людей; транзитных балансовых активов. При этом в эколого-экономическом балансе учитывается лишь величина списания/добавления этой стоимости, возникающая в ходе утилизации ресурсов на территории. Списание/добавление стоимости транзитных ресурсов происходит в цепочках их утилизации на территории. В конце этих цепочек находится население – конечный потребитель.

Глубина интеграции территории в макросистему количественно измеряется тем объемом денежных средств, которые остаются на территории как плата за участие во всех этих процессах (рента). Причем факт «оплаты» может быть завершенным, только если эти деньги вышли из «цепочек» и, следовательно, уже через потребление населения региона (муниципалитета) завершили обмен труда этих людей на потребительские блага (материальные и нематериальные). Иначе говоря, точный размер макросистемной ренты территории равен сумме дисконтированных потребительских расходов населения за период амортизации человеческого капитала (продолжительности жизни). В силу того обстоятельства, что у региона нет эмиссионных полномочий на выпуск денежной наличности (деньги для платежа также поступают на территорию извне), «макросистемная рента» учитывается в балансе со знаком «минус». Активная и пассивная части баланса сводятся с прибылью, если итоговая стоимость национального богатства, располагаемого на территории, оказалась больше ее человеческого капитала и макросистемной ренты.

Убыток – нехватка активов для покрытия обязательств – возникает при избытке человеческого капитала и/или слабой вовлеченности территории в межрегиональную технологическую кооперацию (или при техническом дефиците денежных средств и иных эмиссионных инструментов).

Как уже отмечалось, под общественным благом понимается благо, потребляемое коллективно, причем потребление блага одним индивидом не приводит к сокращению потребления блага другими участниками. Такое благо может быть создано в результате экономической деятельности людей (например, строительство дорог), а может существовать по объективным причинам, вне зависимости от какой-либо антропогенной активности.

Экологическое равновесие является одним из таких фундаментальных благ. Любое изъятие ресурсов из равновесной системы приводит к нарушениям, которые могут быть восстановлены либо природоохранными мероприятиями, либо замещением изъятого блага его общественным эквивалентом, путем утилизации (освоения).

Например, строительство автодороги или порта приводит к изъятию части ландшафтного ресурса, который может быть возмещен как природоохранными мероприятиями – строительством защитных сооружений, эстакад для пропуска животных и т. д., так и замещением изъятого блага его общественным эквивалентом – улучшением сообщения между населенными пунктами, введением в хозяйственный оборот новых территорий, строительством новой инфраструктуры. Критерии эколого-экономического баланса дают представление об эффективности антропогенного вмешательства в экосистему с точки зрения поддержания равновесия в ней.

Экономический цикл можно считать экологически эффективным, когда богатства, созданные в ходе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием.

Здесь под экономическим циклом понимается оборот естественных благ, извлекаемых из экосистемы данной территории различными экономическим агентами. Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность этого критерия, в нем содержится большой потенциал экономических стимулов сбережения окружающей среды (природосбережения): расширенное экономическое воспроизводство приводит к росту массы материальных благ, количество предложения которых в перспективе уравновешивает спрос. А это означает, что цены на такие блага будут стабилизироваться. Но извлекаемые из экосистемы природные ресурсы в большинстве своем невозобновляемые, следовательно, предложение их будет уменьшаться, а цена, соответственно, расти (учитывая достаточно большой период времени).

Таким образом, рост цен на услуги природосберегающей деятельности приводит к росту ее инвестиционной привлекательности (что в настоящее время наблюдается на практике стран, достигших рекордных показателей по привлечению иностранных инвестиций).

Периодическое обращение к экосистеме за очередной порцией ресурсов порождает необходимость оценки результатов каждого такого обращения по сравнению с предшествующими периодами. В случае расширенного воспроизводства такие результаты очевидно должны удовлетворять критерию «сохранения баланса», когда темпы роста богатства территории опережают увеличение стоимости ее обязательств. При этом богатство территории – растет, а обязательства территории как минимум не снижаются.

В итоге можно констатировать, что время простых решений для обеспечения планов социально-экономического развития Приморского края (и в частности Хасанского муниципального округа) прошло. Для развития ХМО должна быть создана новая балансовая модель, основанная на эколого-экономическом подходе, позволяющая рассчитать новое макроэкономическое равновесие, позволяющее начать процесс социально-экономического саморазвития территории.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ