2023-01-27T08:41:25+10:00 2023-01-27T08:41:25+10:00

Приведут ли льготные ипотечные программы к расслоению общества?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо подробнее проанализировать такое явление, как средний класс.

Что такое средний класс? Это конструкция, придуманная в странах «золотого миллиарда», чтобы разрушить классовую концепцию марксизма-ленинизма, с точки зрения которой она смысла не имеет, – это чистый «пузырь», существующий на избыточных финансовых ресурсах, поскольку туда входят владельцы и менеджеры высокого уровня малого и среднего бизнеса, чиновники высокого уровня, верхушка рабочего класса и обслуга богатых классов.

С точки зрения современного государства с его моделью финансового капитализма, средний класс – это группа людей с типовым потребительским поведением, причем не только с точки зрения товаров и услуг. Именно под эту группу выстроена вся система тотальной рекламы и образования, направленная на максимальный рост потребления.

Возникновение этой группы (среднего класса) связано с началом «рейганомики» в 80-х годах прошлого века в США и попытками победить СССР. И главным элементом этой модели было предоставление домохозяйствам собственного жилья. Политики того времени прямо говорили, что антигосударственная (революционная) деятельность человека, у которого есть собственное жилье, невозможна. Соответственно, базой для ипотечных программ тогда стали возвращающиеся с войн солдаты и офицеры.

Но именно в это время элита Запада с его либеральной системой ценностей стала постепенно приходить к власти в США и других странах американской системы разделения труда, куда теперь относится и наша страна.

Появление «рейганомики» существенно изменило ситуацию. Стало возможно не просто резко увеличить численность среднего класса, но и придать ему некоторые дополнительные факторы: практически обязательное наличие машины в домохозяйстве (минимум – одна, максимум – по одной на каждого взрослого члена семьи), обязательное наличие отдельного жилья на семью, обязательное наличие телевизора (на первом этапе, потом – компьютера, минимум одного на семью, максимум – в каждой комнате) и т. д.

Для бедного человека государство не является ценностью – он ничего не имеет, ему ничего не нужно защищать. Человек богатый тоже относится к государству отстраненно, свои активы он может защищать и сам. А вот представители среднего класса заинтересованы в защитной роли государства, поскольку у них есть активы, которые имеет смысл защищать, но недостаточно ресурсов, чтобы делать это самостоятельно. Именно эти люди могут стать основой для общественного консенсуса по соблюдению законодательства и социальной стабильности.

Модель существования среднего класса основана на стимулировании частного потребления. В сложившихся условиях начавшегося кризиса мировой экономической системы происходит разрушение системы стимулирования частного спроса, что создает глобальную проблему, а именно средний класс (в существующем сейчас варианте) исчезает практически полностью, т. е. говорить надо не о расслоении, а о том, как предотвратить его гибель. Это основная проблема, ждущая нас в ближайшем будущем, если только не произойдет смена экономической модели (например, в рамках солидарной экономики).

А ведь вся система поддержки социальной стабильности построена уже во многом на институтах стимулирования спроса. И люди, бывшие представители среднего класса, никуда не денутся, они превратятся в некоторое новое образование, которое можно условно назвать новыми бедными.

В отличие от обычных бедных людей они обладают образованием (пусть и не очень применимым в условиях кризиса), пониманием своего места в обществе (которого скоро не будет, но забыть о его существовании очень сложно), знанием законов и своих прав. В результате значительная часть населения может отказаться от общественного договора со всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, развитию экономики Дальнего Востока России в долгосрочной перспективе противопоставлены объективные тенденции (развивающийся в данный момент экономический кризис их усиливает): отсутствие экономического роста, достаточного для запуска саморазвития территории, и продолжающееся истощение демографических ресурсов. Для учета этих тенденций при разработке политики управления социально-экономического развития необходимо, во-первых, учитывать в соответствующих моделях управления развитием стоимость человеческого капитала (ЧК), являющуюся крупнейшей частью национального богатства. Во-вторых, сосредоточиться на качественном изменении демографического потенциала, допуская временно его количественное уменьшение. В частности, к 2030 г. надо добиться такого же соотношения стоимости ЧК и основных фондов, каким будет это соотношение в тех регионах, куда направлен вектор миграции с Дальнего Востока (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край и др.). В целом требуется разработка модели развития территорий Дальнего Востока с использованием возможностей управления стоимостью ЧК, поиска эколого-экономического равновесия и соответствующих им инструментов (политик) управления.

Проблема стоимости ЧК рассматривается в основном как фактор миграционных процессов. Дальнейшие исследования позволили сделать вывод, что управление стоимостью ЧК открывает дополнительные возможности для развития экономики территории. Расчеты основных макроэкономических показателей и статистические наблюдения домохозяйств показывают, что совокупная стоимость ЧК, сосредоточенная в домашних хозяйствах, например, в Приморском крае может быть использована на потребление и накопление до 2030 г., оценивается в размере 15–20 трлн руб. Для того чтобы эти ресурсы смогли внести вклад в опережающий рост экономики региона, необходимо создать соответствующие инструменты управления ими.

Спады в экономике страны, которые происходили и могут происходить в период с 2022 по 2030 г., не повлияют на среднесрочные итоги роста экономики края: до 2030 г. стоимость ЧК будет увеличиваться. Это обусловлено несколькими правдоподобными гипотезами: общей долгосрочной тенденцией роста экономики; процессом перераспределения общественных активов в пользу домохозяйств; дальнейшим формированием экономики социальных сообществ, повышающей скорость обращения стоимости ЧК; повышением активности движения миграционной составляющей общей стоимости ЧК.

На фоне этого роста будет происходить перераспределение расходов на формирование пассивной части баланса ЧК: участие бюджетной системы в ее формировании будет уменьшаться, уступая место домохозяйствам и социальным сообществам. В стратегической перспективе возможно подключение к системе финансирования пассивной части ЧК и мигрантов. Задачи управления стоимостью ЧК в этот период будут определяться исходя из располагаемого потенциала системы общественных ресурсов, перераспределение которых среди собственников ЧК обеспечит сбалансированное наращивание компонентов его активной части: общая численность населения территории, увеличение продолжительности жизни и рост среднедушевых доходов.

Прогресс в развитии каждой из компонент достигается в ходе реализации соответствующих политик в рамках матрицы управления ЧК территории и включающей:

– управление численностью населения, которая требует реализации специальной демографической и миграционной политики;

– управление продолжительностью жизни осуществляется через реализацию: политики продления срока активного (производственного) отрезка жизни; политики увеличения времени, которое люди могут тратить на потребление, отдых, образование, рекреацию, воспитание детей; а также экологической политики;

– управление среднедушевыми доходами осуществляется

средствами реализации: политики в области труда и занятости; политики формирования общественной мотивации развития производительных сил и политики в области образования.

Каждая из перечисленных политик реализуется определенным классом собственников ЧК, это, в свою очередь, формирует картину распределения общественных благ. А все вместе эти политики сводятся к нескольким моделям управления стоимостью человеческого капитала территории и основным мероприятиям по его развитию.

По естественным причинам рост численности населения в ДФО – предмет заботы домохозяйств. Только этот класс собственников человеческого капитала располагает возможностью физического воспроизводства людских ресурсов. Стимулирование рождаемости является здесь основной задачей управления. При этом в Приморском крае, например, около половины рождений детей приходится на первые роды. Аналогичная картина наблюдается на всем Дальнем Востоке. Здесь политика должна быть гибкой и зависеть, в частности, от количества женщин, находящихся в фертильном возрасте, и количества рождений. Здравоохранение также является важнейшим фактором прямого влияния на рождаемость в условиях современно развития экономики и перспектив дальнейшего улучшения качества домохозяйств.

Вместе с тем регион и его столица (город) не обладает необходимыми полномочиями по повышению эффективности системы здравоохранения. Региональных полномочий и средств хватает лишь на обеспечение функционирования существующей системы, но не на ее развитие. На улучшение демографической ситуации прямым или косвенным образом направлены все мероприятия, определенные в стратегических документах ДФО, регионов и городов, т. к. если в соответствии с заявленными целями города и регионы станут комфортными для жителей, то это не может не повлиять в лучшую сторону на демографическую ситуацию. Дополнительно к этому для администраций принципиальным является стимулирование создания положительного образа семьи, рождения двух и более детей.

Одним из важнейших аспектов поддержки этой политики является, как я уже отмечал, рост соотношения стоимости ЧК и основных фондов до уровня развитых регионов России. На Дальнем Востоке стоимость человеческого капитала гораздо выше стоимости основных фондов, грубо говоря, ЧК не «помещается» в существующей здесь материальной экономике и поэтому перемещается в те регионы, где ему найдется место.

Чтобы наращивать ЧК, необходимо в нужных объемах наращивать жилищное строительство и промышленность. Так вот ипотека – это один из способов улучшить соотношение стоимости ЧК и основных фондов. В данный момент существует шесть видов ипотек, которые могут быть использованы жителями ДФО: дальневосточная, IT-ипотека, сельская, военная, льготная и семейная. Ипотечные условия, направленные на сохранение среднего класса, разнообразны, но достаточны ли они? Например, за весь период существования «Дальневосточной ипотеки» ею воспользовались 55 тыс. семей: с одной стороны, это хорошо, но с другой – за этот же период население ДФО уменьшилось на 200 тыс. чел. Поэтому правительство продолжает работать над ипотечными льготами.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ