2023-09-20T12:22:40+10:00 2023-09-20T12:22:40+10:00

«Нужна особая кредитно-денежная политика». Метаморфозы поворота на Восток

VIII Восточный экономический форум войдет в историю. В его рамках президент России Владимир Путин сформулировал образ будущего России и рассмотрел основные аспекты его развития на Дальнем Востоке.

Президент считает, что будущее России заключается в ее самодостаточности, но без изоляции и в сохранении души народа. «Наше будущее зависит от нас. Ученые занимаются своими разработками, промышленники работают в сфере материального производства, в сельском хозяйстве, деятели культуры создают образы для того, чтобы поддержать наши ценности. Это все должно воплотиться в том, что страна наша, в том числе в сфере безопасности и обороны, должна быть самодостаточной. Это значит, что мы в сотрудничестве с нашими партнерами и друзьями будем развивать свою собственную страну и делать ее еще более сильной», – сказал он.

Несмотря на санкции, введенные странами Запада в отношении России, они не повлияли на успехи страны, а по результатам 2022 г. РФ, по данным МВФ, вошла в пятерку крупнейших экономик мира и будет дальше двигаться по этому пути.

«Ведь на что рассчитывали: что у нас финансовая система рассыпется, экономика рухнет, предприятия остановятся, многотысячные коллективы останутся без работы. Ведь ничего этого не произошло», – отметил президент.

Япония, Республика Корея, США, Европейский союз, уходящие или уже ушедшие с российского рынка, занимали практически половину ниши потребительских товаров в России, объем импорта которых составляет примерно 300 млрд долларов. В результате освобождается до 25% рынка потребительских товаров – это потенциал роста с точки зрения спроса со стороны домашних хозяйств (населения), который не покрывается теперь зарубежными товарами, но мог бы быть замещен их отечественными аналогами, а фактически обеспечивается китайскими, турецкими производителями и товарами из нейтральных государств. Таким образом, с точки зрения предложения потенциал роста составляет примерно 35–40%. Это степень недозагрузки производственных мощностей.

Эти ориентиры и прогнозы основных экономических балансов (в частности, межотраслевого баланса) показывают, что экономика могла бы выйти на темпы роста ВВП в 8% в год. Некоторые государства вышли на такие темпы: например, в Армении прирост промышленного производства больше 10%, в Киргизии более 5%.

Чтобы добиться подобных результатов, на Дальнем Востоке России нужна особая кредитно-денежная политика (КДП). Правовые основания для развития здесь экономики уже созданы, введены федеральные законы о территориях опережающего социально-экономического развития, Свободном порте Владивосток и др. Создаются также точечно специальные преференции и режимы для отдельных секторов и крупнейших компаний, но такие механизмы не дают возможности включиться в развитие малому и среднему бизнесу, который составляет большую часть числа экономических агентов на Дальнем Востоке.

С методологической точки зрения, проводимая здесь КДП, основывается на кривых Филлипса, которые показывают связь безработицы и инфляции, где предел выпуска продукции измеряется уровнем безработицы. Если безработица высокая, то это значит, что можно выпуск поднять, а если безработица низкая, то экономика находится на пределе возможностей и выпуск увеличить невозможно. На Дальнем Востоке в данный момент безработица одна из самых низких за всю историю.

Однако руководствоваться данными официальной безработицы не совсем верно, т. к. есть скрытая безработица (расчеты по методологии МОТ показывают, что скрытая безработица в России примерно в три раза выше официальной). Есть еще значительные резервы повышения производительности труда (в России производительность труда ниже в 3–4 раза, чем на Западе). Словом, дополнительные возможности наращивания выпуска продукции за счет повышения интенсивности труда имеются. Таким образом, если не загружаются производственные мощности, то это не значит, что нужно пропорционально увеличивать наем людей. Те же самые работники могут выпускать больше продукции.

Для этого можно производительность труда поднять другими методами и одновременно заняться компенсацией ухудшающегося демографического положения на Дальнем Востоке. Одним из таких способов является развитие робототехники и средств автоматизации. В ДФО в основном этим увлечены всерьез дети и студенты. В экономике же роботов мало, а ведь даже в Китае и Индии, где численность населения на порядок выше, чем в России (не говоря уже о Дальнем Востоке, где населения в 100 раз меньше, чем в названных странах), роботов больше на тысячу занятых, чем у нас.

Кроме того, имеется общий рынок труда с партнерами по евразийскому экономическому союзу, обладающий практически безграничными возможностями в данной сфере, которыми, в частности, пользуется бизнес на Дальнем Востоке. Это, по сути дела, «резервуар» неограниченных человеческих ресурсов со средней квалификацией.

В целом, несмотря на продолжающийся отток коренного населения, больших ограничений по трудовым ресурсам на Дальнем Востоке нет (просто их надо суметь привлечь). Хотя по отдельным рабочим высококвалифицированным профессиям имеется дефицит, в частности, увеличение в данный момент оборонного заказа практически исчерпало контингент высокопрофессиональных рабочих. Для его преодоления необходимо готовить новых профессионалов, что сейчас и происходит в результате развития системы профтехобразования и инженерной подготовки в вузах.

Но привлечение и тех и других не решает демографическую проблему коренного населения Дальнего Востока, поскольку простых решений здесь больше нет. В условиях кардинальных изменений в мировой экономике решающую роль в вопросе обеспечения стабильности играют различные интеграционные форматы и содружества государств. Возможным выходом из ситуации здесь могло бы стать централизованное стратегическое планирование (СП).

Казалось бы, существующая система СП должна обеспечить социально-экономическое развитие Дальнего Востока, однако этого не происходит. Основной проблемой является отсутствие соответствующей координации между множеством инициатив различных экономических агентов, а это 4 млн домашних хозяйств, примерно 400 тыс. бизнесов различного уровня и около 40 тыс. органов управления, включая муниципалитеты и органы государственного управления. Каждый из них действует по собственному стратегическому плану, в результате со стоимостью человеческого капитала здесь происходят значительные метаморфозы.

Общепринято считать, что на экономический рост и численность населения влияет комплекс социально-экономических (в том числе демографических) условий и факторов, который действует на всей территории России, но темпы роста экономики Дальнего Востока существенно ниже запланированных в стратегических документах, население страны уменьшилось с 1991 по 2022 г. на 1%, при этом число жителей ДФО за этот же период уменьшилось на 23,5% и продолжает сокращаться.

Крупнейшей частью национального богатства страны и Дальнего Востока в частности является человеческий капитал (ЧК), развитие которого связано со следующими важнейшими факторами: инвестициями собственно в людей и той частью окружающего мира, которую люди смогли ввести в экономический оборот (с имущественными и неимущественными активами, связанными с имуществом, а также материальными активами — так называемой материальной экономикой). Дело в том, что рациональный индивид (домашнее хозяйство) соотносит затраты и выгоды от инвестирования в ЧК. Методика подсчета внутренней нормы окупаемости инвестиций в человеческий капитал аналогична вложениям в физический капитал, рассчитываемая по регионам с помощью метода дисконтированных потенциальных будущих заработков, которые люди в трудоспособном возрасте могут ожидать в течение всей жизни.

На основе этой оценки в рамках возможного нового подхода к централизованному планированию (включающего индикативное планирование) можно было бы построить новые модели вычисления стоимости ЧК и его влияния на экономический рост и численность населения на Дальнем Востоке.

Далее с помощью такой модели можно имитировать различные индикативные сценарии развития экономики и численности населения макрорегиона. В результате определились бы балансовые соотношения стоимости ЧК и основных фондов материальной экономики в регионах Дальнего Востока, которые необходимо достичь, чтобы обеспечить не только рост экономики, но и населения.

Таким образом, система стратегического планирования (СП) на Дальнем Востоке нуждается в совершенствовании. Требуется принятие мер правового и организационного характера, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти в области СП, его научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, что позволило бы создать условия для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития Дальнего Востока России.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ