В 2005–2006 гг. ваш покорный слуга проживал в Пекине и был свидетелем начавшейся широкой борьбы с поддельной продукцией известных европейских брендов.
Еще за два года до этого председатель правительства РФ Михаил Фрадков, выступая в Государственной думе, отметил, что «правительство озабочено ростом импорта контрафакта. Китайские товары – это целая серая зона. Это беспокоит рынок, нарушает справедливую конкуренцию, идут большие претензии от партнеров из-за рубежа».
В тон ему выступила и Палата представителей США, по оценке которой, ежегодные убытки американцев от выпуска китайского контрафакта достигали на тот момент 16 млрд долларов, что также «негативно влияет на экспорт США, американский рынок труда и торговый баланс».
Поддавшись давлению мировой общественности, Китай тогда предпринял ряд действий. В частности, было запланировало создать 50 центров по защите прав собственности, которые займутся приемом соответствующих жалоб и будут подключены к сайтам государственных структур, следящих за соблюдением норм закона; увеличатся ассигнования китайского правительства на борьбу с интеллектуальным пиратством и будет создана система, которая сможет координировать деятельность центральных и местных структур. Китайское руководство включило защиту прав интеллектуальной собственности в перечень обязанностей правительств различных уровней и генеральную программу социально-экономического развития страны. Предполагалось создание совершенного механизма надзора и привлечения к ответственности виновных лиц; в начальных школах Китая предлагалось введение преподавания нового предмета под названием «Защита интеллектуальной собственности».
По мнению китайских чиновников, эти меры помогли бы росту общественного сознания в пользу уважительного отношения к чужой интеллектуальной собственности. Помимо предложений китайские власти предприняли и ряд конкретных мероприятий на местах. Например, причиной ликвидации крупного вещевого рынка в районе дипломатического городка в Пекине было названо наличие массы контрафактной продукции на его прилавках.
В одном из четырех самых популярных среди иностранцев рынков Пекина – Ясю (Шелковый рынок) – с марта 2005 г. были вывешены объявления Управления торговой администрации города Пекина, доводящие до сведения покупателей, что товары торговых марок Montblank, Dunhill, Cartier, Piaget, Omega, Boss, Christian Dior, Gucci и еще 14 других марок официально не распространяются ни на четырех крупных рынках города, ни на мелких и, соответственно, при их обнаружении можно обращаться в органы общественной безопасности для выяснения обстоятельств их появления.
Там же сообщалось, что проводятся совместные действия по выявлению подделок между китайскими властями и владельцами таких брендов, как Prada, Chanel, Catherpillar, Harley Davidson, Puma.
В том же году в Шанхае к тюремному заключению сроком до 3,5 года были приговорены четверо торговцев поддельной экипировкой для гольфа. Согласно данным следствия, у обвиняемых было конфисковано более 1,75 тыс. контрафактных клюшек. Вместе с другими поддельными атрибутами общая стоимость конфискованной продукции составила более полумиллиона долларов.
Но если с производителями товаров для гольфа было еще не так трудно бороться, места продажи этого товара довольно ограничены, легко определяются и локализуются, то как, например, было бороться с уличными торговцами популярных тогда DVD? На 300 метрах центральной улицы Пекина (аналога Тверской) – Чананьцзе – корр. «К» насчитал 34 продавца, предлагавших поддельные DVD. Практически невозможно было пройти мимо крупной гостиницы, торгового центра или «Макдональдса», чтобы к тебе не пристало как минимум с десяток подобных продавцов. Они старались отвести вас в сторону и начинали доставать из сумок, багажников, тайников в клумбах или подземных переходах толстые пачки самых последних голливудских новинок.
Например, хитом уличных продаж одной из недель того года являлся фильм «Casino Royale» по стандартной для контрафакта цене в 17,5 руб. А на том самом рынке Ясю, несмотря на предупреждающие объявления, свободно продавались джемперы Croсodile по цене в 105 руб., часы Longine по 70 и часы Patek Philippe по 875. Аналогичная продукция у официальных дилеров стоила 100, 550 и несколько тысяч долларов соответственно. Упомянутые клюшки для гольфа официального производителя стоили 3000 долларов, а их китайские аналоги – 200!
Это – постоянная борьба
При таком ценовом отличии, конечно, трудно было взывать к общественному сознанию, притом что большинство покупателей данной продукции были сами иностранцы: поляки, американцы, русские. Причем среди предлагаемой продукции порой попадались и настоящие образцы: так, в Пекине из уст в уста передавалась история об одном итальянце, купившем у уличного торговца часы известной марки и затем проведшем экспертизу у себя на родине. Часы оказались подлинными. Дело в том, что множество брендовой продукции официально производилось в Китае, а затем или воровалось, или допечатывалось на фабриках во внерабочее время и сбывалось на рынках или незаконно перемещалось за рубеж, в том числе и в Россию.
Однако власти все же вынуждены были реагировать на факты незаконного распространения и периодически гоняли торговцев, приурочивая эти «гонения» к каким-либо событиям. Так, например, на неделю полностью с улиц были убраны все торговцы часами и DVD во время празднования Дней Африки в Пекине в ноябре 2006 г. Диски изымались и уничтожались бульдозерами, о чем по телевизору шли постоянные передачи. Постоянно шли репортажи о продаже одной шанхайской фирмой якобы американского крема от морщин, в результате использования которого лицо покрывается красными пятнами.
Значит, могли власти Китая наводить порядок, когда хотели? Могли, но на тот момент беспощадная и планомерная борьба с контрафактом и фальсификатом Китаю ни в экономическом, ни в социальном плане не была выгодна. Представьте, чем будут заниматься все эти миллионы людей, производящих, транспортирующих и продающих всю контрафактную продукцию, которая, по данным Министерства торговли США, составляла 90% от всей, например, продаваемой в КНР кино-, музыкальной и софтпродукции? Чем они будут кормить свои семьи, если потеряют свой доход? Решительные меры по борьбе с контрафактом ведь могут вызвать немалую социальную напряженность в обществе, ведь распространением такой продукции в основном занимаются малоимущие.
Так рассуждали власти КНР на тот момент. Понимая все же, что бороться с этим явлением нужно и бороться придется. О том, как это делать, корр. «К» поинтересовался тогда у специалиста в области защиты интеллектуальной собственности находящегося в Пекине Заграничного торгового агенства регионального правительства испанской провинции Валенсии IVEX – юриста Марисы.
– Основной принцип в такой борьбе – это регистрация вашего торгового знака, марки на территории Китая, – пояснила Мариса. – Это самое важное. Тогда у вас появляются возможности для борьбы с контрафактом и фальсификатом. Если вы не зарегистрированы в Китае, никто с вами и разговаривать не станет. Но регистрация бренда должна быть полной: и на китайском, и на английском языках. Иначе они скопируют ваше название по-китайски. И даже ваш домен должен быть зарегистрирован в Китае, иначе марка будет у вас, а домен вашей марки будет у чужих. Важно зарегистрировать марку и на таможне. Даже если марка на таможне не зарегистрирована, то они все равно обязаны бороться с незаконным прохождением товара или его подделок. Но будут ли? Если же марка зарегистрирована на таможне, им не нужно будет об этом напоминать, они будут делать это автоматически. Следующим шагом в борьбе является суд.
– А если сразу же обращаться в полицию?
– Если вы докажете, что это ваша зарегистрированная марка, то они предпримут определенные действия: опишут, накажут. Но на смену наказанным придут другие. А вам же нужно окончательное решение проблемы. Оно есть. Это – постоянная борьба. И помните, что ваша марка должна постоянно присутствовать на китайском рынке, иначе через 3–4 года, если она просто зарегистрирована и не работает, ее кому-нибудь отдадут. Контрафакт, конечно же, – это проблема, и не только для иностранцев, но и для известных китайских производителей. Посмотрите, например, в центре Пекина сегодня продаются товары с официальной олимпийской символикой. Сами же товары, конечно, неофициальные. Думаю, что скоро власти будут вынуждены предпринимать какие-либо действия в этом направлении. Самое главное в борьбе – это наблюдение и принуждение китайцев к соблюдению законодательства. И очень важно быть первым в регистрации, в превентивных действиях. Как и в любой болезни.
То ли российское, то ли китайское
На тот момент все симптомы контрафактной болезни наблюдались и в России. За девять месяцев 2006 г. в Санкт-Петербурге и Ленобласти было изъято 1,5 млн единиц контрафактной аудиовидеопродукции. Только в ноябре 2006 г. в городе Березовске было уничтожено бульдозерами 83 000 контрафактных дисков. Правительство России, как мы отмечали в начале материала, прекрасно осознавало масштабность проблемы и также активизировало борьбу с контрафактом как на общегосударственном уровне, так и на местах.
23 ноября президент России опубликовал перечень поручений правительству, Генеральному прокурору, полномочным представителям президента в федеральных округах, главам ряда субъектов Российской Федерации, одним из которых, например, являлось поручение доложить о ситуации на рынке алкогольной и спиртосодержащей продукции и мерах по пресечению продажи контрафактной алкогольной продукции. Администрацией СПБ было объявлено о создании экспертного совета, специализирующегося на выявлении контрафакта и создании предприятия по его утилизации. Силовые ведомства стали регулярно проводить операцию «Контрафакт». По всей России производители и распространители легальной продукции стали объединяться в специализированные союзы.
В реализуемом в России контрафакте китайская продукция занимала значительную долю. Весомые объемы занимал и китайский фальсификат российских брендов в самом Китае. Это повелось еще исстари: как писал еще в 1919 г. «Харбинский вестник», «в Харбине подделываются следующие предметы: косы у китайцев, водка Кремнинского, молотый кофе «Эйнем», груди у девушек, приисковое золото, коньяк «Мартель», папиросы Кушнарева, дубликаты накладных, рябиновая эссенция Шустова, справки для получения квартирных денег, водка «Смирновка» и многое другое».
И через 86 лет, например, все матрешки, продаваемые в сувенирных магазинах того же Харбина, Даляня (и даже в самом Владивостоке) под видом российских, были сделаны в городах Муданцзян и Суйфэньхэ; российская водка, продающаяся в приграничье или местах компактного проживания россиян, на 99% была или завезена контрабандным путем, или производилась на территории КНР и к тому же вывозилась отсюда нелегально в Россию под видом настоящей. В данной области китайцы достигли потрясающего сходства с оригиналами.
Например, практически невозможно было отличить от настоящих бутылочные пробки, образцы которых были изготовлены в городе Яньтае для представителей нелегального водочного бизнеса из Осетии для водки «Путинка». Помимо пробок для ведущих брендов завода «Кристалл» тут же можно было заказать и идентичные голографические наклейки и акцизные марки. Для своих же туристов китайцы продавали полотенца, на которых написано, что они сделаны в России, «русские» бинокли, фляги и т. д. 99% всей российской сувенирной продукции, реализуемой на китайском туристическом рынке, было сделано в самом Китае. Вокруг знаменитого торгового района Ябаолу, где была сосредоточена основная масса российско-китайской челночной торговли, существовало множество магазинов аудиовидеопродукции, в которых свободно можно было купить любые российские фильмы по той же цене, что и американские блокбастеры. Широким спросом пользовались тогда «Личный номер», «Эшелон», «Кочевник».
В связи с постоянным улучшением двухсторонних отношений Китай также стал поворачиваться лицом и к контрафакту российских марок. Так, например, в 2006 г. в Пекине состоялись переговоры руководителей Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации с руководителями Государственного ведомства Китая по интеллектуальной собственности; прошел видеомост Москва – Пекин на тему «Сотрудничество России и Китая в борьбе с распространением контрафактной продукции». В рамках проведенного в Китае Года России были сделаны первые шаги на пути совместной борьбы с контрафактом. И, как гласит китайская пословица, путь в тысячу ли начинается с первого шага.
Однако, как подметила госпожа Мариса, государственные договоренности – это только благоприятное поле, но играть на нем придется самому. И здесь русские стали постепенно добиваться определенных положительных результатов. Победой над контрафактом закончилось разбирательство одного из крупнейших производителей алкогольной продукции в России компании «Веда» с подпольным производителем алкоголя из Харбина. Последний в конце 2005 г. начал выпуск водки марки «Русский вечер», упаковка которой визуально ничем не отличалась от водки «Русский размер». Водка как продавалась в китайском приграничье, так и стала появляться на рынках российского Дальнего Востока. Уполномоченные «Ведой» российские юристы обратились в государственные органы провинции Хэйлунцзян, и последние заверили, что производство будет остановлено. Благодаря усилиям самих россиян водка «Русский вечер» из приграничья исчезла. Но борьба с китайскими подделками продолжается до сих пор. И залогом победы в этой борьбе является ее постоянство.