2025-12-26T10:23:23+10:00 2025-12-26T10:23:23+10:00

Покой нам только снится? Быть или не быть Владивостокской агломерации

Президент поручил федеральному правительству, Приморскому краю и муниципалитетам Владивостокской агломерации внедрить механизмы взаимодействия органов местного самоуправления. Инициатива, зародившаяся в 1993 г., должна быть реализована к концу января 2026 г. Еще одно поручение: кабмин совместно с региональными властями должен разработать стратегию развития Дальневосточного федерального округа. Срок выполнения – 1 августа 2026 г. Покой нам лишь снится?

Связь между поставленными задачами очевидна: десятилетие требует четко определенной цели, для достижения которой найден кратчайший путь. Определены и необходимые ресурсы, зависящие от механизма развития Владивостокской агломерации. Именно она, как наиболее динамично развивающаяся территория, призвана стать импульсом для всего Дальнего Востока. И именно поэтому она выбрана в качестве «пилотного проекта» – для последующего распространения успешного опыта на другие подобные территориальные образования.

Однако уже на первом этапе вырисовывается проблема, ставящая под угрозу перспективы Владивостокской агломерации. Если ограничиться лишь Владивостоком, Артемом и Надеждинским районом (включая «Спутник»), то есть «сухопутным» вариантом, решения сведутся к упорядочению трудовых перемещений, товарных обменов и совместному использованию инфраструктуры.

Иное дело, если взглянуть на южное Приморье шире, стратегически, как это делал Н. Муравьев-Амурский, видя в нем ключ к «Владению Востоком». Тогда станет ясно, что главным мотивом для объединения хозяйственной деятельности является создание механизмов синхронизации и согласования портовой деятельности на всем протяжении побережья.

Сегодня каждый субъект прибрежной зоны видит свою, зачастую противоречащую интересам соседей, перспективу. Это исключает возможность сложения усилий и достижения той самой синергии, когда «один плюс один больше двух». А ведь именно в этом и заключается основной смысл агломерирования.

Следовательно, содержание Владивостокской агломерации должно определяться стратегическим замыслом. Исходя из этого, в первую очередь необходимо рассматривать связи Владивостока с Зарубино, Посьетом, Славянкой, Большим Камнем, Суходолом, Находкой, Врангелем, Козьмино и даже Ольгой.

Стратегическим планом должна стать подготовка к увеличению транзитных грузов, проходящих через Дальний Восток, в разы. Это потребует создания портовых мощностей от 100 до 300 млн тонн каждая, а также специализированных контейнерных площадок, способных обрабатывать не миллионы, а сотни миллионов контейнеров.

Решение этой масштабной задачи неразрывно связано с развитием железнодорожного транспорта и перспективами Северного морского пути. Если железнодорожники смогут обеспечить скорость перемещения грузов с востока на запад за пять суток, конкурентов у нас не будет. А если Северный морской путь, по мере расширения ледокольного флота, сможет перевозить сотни миллионов тонн грузов, это откроет колоссальные перспективы для портовой инфраструктуры юга Дальнего Востока.

Второй главный момент – при планировании целенаправленного развития агломераций остро встает вопрос о преодолении границ, разделяющих как муниципальные бюджеты, так и жителей обособленных поселений. Формирование единого бюджета агломерации, пожалуй, самый сложный элемент в механизме взаимодействия между муниципальными образованиями. Найти однозначный ответ на этот вызов непросто.

Однако, когда речь заходит о территориальной организации и связях между поселениями, тенденции последних десятилетий сами подсказывают решение, которое, к сожалению, власти зачастую упускают из виду. Я говорю о стремительном росте индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Если в 2000 г. доля ИЖС в общем объеме жилищного строительства не превышала 10%, то сегодня эта цифра повсеместно приближается к половине или даже превышает ее.

Яркий пример – Владивосток. Частные дома активно осваивают пригородные территории, уходя все дальше от исторического центра. При этом городская инфраструктура – властные структуры, банки, налоговые, страховые и финансовые учреждения, торговые центры, школы и больницы – остается на прежнем месте. Это неизбежно ведет к хроническим автомобильным пробкам, потере времени и денег, а также ухудшению экологии. Все попытки решить транспортные проблемы в сложившихся условиях оказываются тщетными, поскольку они не устраняют корень проблемы. Возможно, решение придет лишь тогда, когда на государственном уровне будет предложено вынести центр управления агломерацией за пределы полуострова.

Конечно, простое перемещение центра не решит всех проблем города. Потребуется ряд структурных и организационных новаций. Сегодня жилищная проблема во Владивостоке решается следующим образом: 25 крупнейших застройщиков, конкурируя друг с другом, любыми способами получают в свое распоряжение свободные участки земли и возводят на них многоэтажные жилые комплексы, которые не способствуют здоровому демографическому развитию. Подобная застройка характерна для большинства крупных городов страны, и именно в них наблюдается самый низкий суммарный коэффициент рождаемости.

Представим себе структуру администрации агломерации, например, города «Большой Владивосток». В ее составе может быть создано подразделение, выполняющее функцию заказчика строительства жилья. Это подразделение будет аккумулировать всю информацию о спросе на жилье, распоряжаться земельными участками на территории агломерации и разрабатывать перспективный план развития – не просто мастер-план, а полноценный Генеральный план.

В компетенции этого подразделения будет выбор подрядчика для инженерной подготовки территорий, строительства жилья (сочетающего малоэтажную застройку с домами разной этажности) и, что самое главное, создания комплекса социальной инфраструктуры. Таким образом, город станет держателем жилого фонда. Часть этого фонда будет поступать на рынок, а другая часть станет мощным инструментом для стимулирования демографического роста.

Каждая новая молодая семья получит возможность приобрести жилье от города. В договоре с городом (не с девелопером или банком!) будут прописаны следующие условия: при рождении первого ребенка стоимость жилья для семьи уменьшается на 10%, второго – на 15%, третьего – на половину, а с появлением пятого ребенка семья полностью освобождается от платы, и жилье переходит в ее собственность. Такой подход позволит городу не просто строить квадратные метры, а реально влиять на прирост населения, становясь ответственным за демографический рост. Наконец, и архитектурный облик наших поселений будут определять не вкусы девелопера, а власти во взаимодействии с населением.

Такая постановка вопроса порождает содержательный запрос к исполнительной и законодательной власти на региональном и муниципальном уровнях. В конечном счете для жителей не имеет значения, кто именно возглавит город или регион – избранный глава или назначенный чиновник. Главным мерилом их эффективности и успешности станут реальные дела, а не слова или обещания. Важно не то, что они «готовы сделать», а то, что им «удалось сделать» для населения.

Действия властей могут быть разными. Например, глава Артёмовского городского округа инициировал возвращение буквы «Ё» в городскую айдентику. Идея, безусловно, похвальна. Однако стоит задуматься о возможных расходах, связанных с такой, казалось бы, незначительной переменой. Это не просто установка двух точек над буквой при въезде в город. Сколько документов придется заменить жителям, какие затраты понесет малый бизнес?

В общем, на 2026 г. перед Приморским краем стоят амбициозные задачи, решение которых затронет каждого жителя. Значит, нужно сделать все, чтобы нас не стало меньше.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX