2018-09-19T17:57:12+10:00 2018-09-19T17:57:12+10:00

Наши бизнес-центры это не бизнес-центры

Почему доски объявлений формата онлайн пестрят сообщениями о свободных площадях любой квадратуры с, казалось бы, на первый взгляд заманчивым ценником, а многие офисные здания старой постройки пустуют на 40–60%? Все дело в организации рабочего процесса потенциальными клиентами.

Вся проблема — в головах. У нас большинство не строят бизнес-центры как бизнес-центры. Чем при строительстве руководствуются застройщики? Допустим, есть замечательный земельный участок в центре города. Почему бы там чего-нибудь не построить? Жилой дом там не построить, да и жилые дома — это другой бизнес. Под торговый центр тоже не всегда может хватать места. Да и, как правило, идет ограничение по этажности (мы сейчас не говорим об архитектурном концепте или том факте, что здание может уродовать городской ландшафт): сколько этажей для строительства выбили, столько и будем строить. Следовательно, строим бизнес-центр. В любом случае предполагается, что на первом-втором этажах будут торговые зоны. Пока у нас будет «дикий» рынок, пока у нас будет не насыщен рынок такими площадями, как бы это смешно ни звучало, застройщики могут позволить себе это делать.

Следующий нюанс развития жизни бизнес-центра — это те, кто будет в нем существовать. Как бы это странно ни звучало, но нет проблемы с поиском тех, кто может выкупить офисные помещения под малый бизнес. Это невыгодно владельцам здания: если распродать офисы, бизнес-центр становится фактически неуправляемым, и класс бизнес-центра будет падать с катастрофической скоростью. Застройщики не рассчитывают на ту целевую аудиторию, которой это надо, — это раз. Во-вторых, у нас еще не развит нормальный брокеридж. Когда девелоперы строят такие здания (даже подразделения такого нет), в дальнейшем они сотрудничают с разными компаниями, которые помогают сдавать в аренду эти офисы, но в большинстве случаев и эти компании… такие же.

На данный момент рынок недвижимости в сегменте бизнес-центров в процессе формирования. На рынке нехватка офисных площадей. Когда идет несоответствие требованиям потребителей — это раз, нет нормального брокинга — это два, нет понимания вменяемой ценовой политики. Все это влияет на становление адекватного рынка недвижимости в данной сфере.

Даже наличие уже готовых бизнес-центров не мотивирует потенциальных арендодателей покидать насиженные места в зданиях еще советской застройки. Кто их звал-то на новые места? Да никто. Правильная реклама — это часть того же брокериджа, который, повторюсь, сейчас толком отсутствует. Второе — цены. Если взять, например, Sky City — там ценник просто очень высокий, неоправданный. Возможно, для него должна быть своя целевая аудитория, но, опять же, ее надо искать, с ней надо работать. Если все грамотно сделать, то заполнить этот бизнес-центр на 80% можно в течение полугода очень легко. Если брать тот же Pacific Office Center, там, несмотря на административные проблемы (проблема с собственниками), наполняемость очень хорошая. Главное — работать с потенциальными арендаторами.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ