Сетования торговли на беднеющих покупателей и убывающее население вызывает у меня чувство дежавю: вот и власть нам, кажется, не рада, говорит: «Народ не тот». Не претендуя на широту обобщений и никого не выгораживая, хочу все же отметить пару нюансов, которые, на мой взгляд, могут быть полезны.
Ретейлу нужен сервис
Одна моя знакомая — предприниматель с сфере рекламы, будучи еще и заботливой домохозяйкой, тщательно подбирает продукты питания для своей семьи. Например, по части мясных блюд у нее особые требования. Но однажды я случайно узнал, что она приобретает полуфабрикаты («сырые пельмени») на Некрасовском рынке. И мое удивление («У тебя же достаточно денег, чтобы делать покупки в приличных местах!») еще сильнее выросло, когда она сказала, что ходит на этот рынок пешком.
Подъезд и парковка к торговой площадке действительно хуже некуда — знакомая боится испортить свой дорогой автомобиль, это понятно. Путь от ее дома до рынка — три квартала, однако в нашем гиперавтомобилизированном городе, чтобы совершить такой подвиг — пойти куда-то пешком, — надо иметь очень веские причины. И она их назвала:
— Эти пельмени мне лепит сам продавец, он — мастер, по заявке-рецепту в заранее оговоренный день.
Понимаете, в чем дело? Потребитель сегодня — отнюдь не безликая масса, текущая по наклонной в сторону сниженных цен либо расточительно расплескивающая свои трудовые доходы в кураже состязания «имиджем». Потребитель действует мудро, осознанно и, будучи натренирован невзгодами прошлых времен, готов жертвовать даже сословной позицией ради удовлетворения растущих запросов к качеству.
А готов ли ретейл? Скажем честно: не совсем. Определенно, наш ретейл не готов работать в системе, в связке с сектором сервиса, притом что выгод от нее гораздо больше, чем от монополии. Если сравнить потребительское поведение у нас и в старой Европе, то разница очевидна: «там» рядовой горожанин не станет сам мыть свой автомобиль и не будет покупать для этого моющие средства, тряпку, мочалку. Он сам даже ветровое стекло не протрет. Все эти услуги ему окажут работники сервиса на обычной бензозаправке, где он просто немного доплатит к чеку за топливо и подождет пару минут. Мы же — за тряпками в магазин.
Различия в структурах потребительских расходов наших домохозяйств и европейцев принципиальны: там две трети того, что осталось от выплаты за коммуналку, — налоги, страховку, проценты — идет в сферу сервиса. И только треть — на покупку готовых товаров. У нас ровно наоборот. В России лишь 30% расходов на сервис, а 70% — на готовые товары. В Приморье еще хуже — на сервис только 17%, а на товары — 83%.
А то, что половина этих товаров фактически предназначена для «самосервиса», мы даже не замечаем. Но это — дикая, первобытная форма расходов. Она была характерна для переселенцев и беженцев, но никак не для цивилизованных стран. В России же она сейчас доминирует. Но возникает вопрос: надолго ли?
Кто-то уже сегодня готов пешком идти за «авторскими» пельменями, игнорируя гостеприимно распахнутые двери всех высокотехнологичных супермаркетов, что стоят по пути. А завтра в повсеместную привычку войдет ежедневный ужин в кафе с друзьями, а для семейных застолий — лишь выходной.
То, что видит сегодня ретейл, — это не только и даже не столько потребительская стагнация. Это — смена правил поведения. И, конечно же, рознице, занявшей избыточную долю в наших расходах, предстоит еще не один год «ужиматься» или ждать, когда люди станут зажиточнее хотя бы раза в два-три.
Ну а владельцам торговых площадок самое время подумать о диверсификации. Или хотя бы порядок вокруг себя навести. С тем же парковочным пространством, подъездами. Точек-то много, торговые залы с размахом, да только в них не попасть, если покупатели — вовсе не эльфы — элементарно не имеют возможность запарковать автомашину без приключений: тесно, грязно, горбатый асфальт (там, где он еще есть).
Ретейлу нужен праздник
Скажу банальность, но в постиндустриальном обществе потребления человек идет в магазин не за едой, а за счастьем. Обладание вещью, купленной за деньги, подтверждает социальный статус потребителя, что намного важнее физических свойств покупки. Атмосфера праздника — это сегодня не инструмент продвижения, а сама суть торговли.
В США из Великой депрессии 1933?г. выросло две индустрии — фастфуд и Голливуд. И лишь многие годы спустя заработали многомиллиардные госпрограммы бюджетного оздоровления — «Новый курс Рузвельта», масштабные инвестпроекты в сфере инфраструктуры. Но, сколько бы в тех проектах ни было денег, они бы не дали эффекта, если бы не изменилась ментальность людей, не сформировался позитивный тренд общественного настроения, не появилось желание сообща создать благополучную жизнь. И тут инициатива именно за торговлей.
Увы, пока эта инициатива не проявилась. Мы по-прежнему продолжаем рассматривать торговую площадь как поле партизанской войны за выживание: купцы привели «караваны», а местные жители на них «набегают», сурово и решительно пытаясь урвать подешевле, чтобы как-то прожить до утра. Общим рефреном всего — некая «бедность народа», «обнищание», «бегство людей в другие земли». Увы, с такой ментальной моделью вы продаж не поднимите.
С этой моделью вообще пора прощаться. И для начала объяснить себе хотя бы простой факт: сегодня на помойки и к мусорным бакам одних лишь объедков и ненужного хлама мы выбрасываем уже в три раза больше, чем еще четверть века назад покупали в свою «минимальную продуктовую корзину». Конкретно в цифрах: объем твердых бытовых отходов, что ежегодно «производит» один житель Владивостока, составляет сейчас 470 килограммов, а годовая продовольственная корзина горожанина в 1992 г. весила только 153 кг: крупа, масло, рыба, овощи, молоко — не «блокадный паек», с голоду в девяностые не умирали.
Вот такая вот «бедность». Может, все-таки дело не в ней? Может, самой торговле пора прекратить свои игры в «убожество»? Начать хотя бы с публичных мест — вот прямо с главной площади города, той, где «борцы за власть». Там сегодня в торговые дни противно ходить: вонь, грязь, антисанитария, скученность, теснота. Три сотни каких-то сомнительных личностей тщетно пытаются изобразить из себя «фермеров-товаропроизводителей», «впаривая» незадачливым гражданам откровенно негодный товар. Может, и просят они за него на пару копеек дешевле цены в супермаркете, но с таким запахом я бы за этот «товар»…
Это — не праздник. Площадь — место для ярмарки, «народных гуляний», эстрадных шоу, карнавалов, общегородских тусовок. Когда людям весело — они и покупать хотят, тогда и торговля уместна. А не наоборот: захламить никчемным барахлом «аки палатки» все пространство и назвать это «ярмаркой» — по сути убить площадь, ничего полезного не создав.
Уже не первый десяток лет идет борьба с этим, с позволения сказать, «рынком». На самом деле твердолобость городской администрации Владивостока, настойчиво продвигающей подобный позор на самое видное место, объясняется лишь неумением (и нежеланием) организовать ярмарочные зоны в микрорайонах, с поддержкой торговли товарами, что привозят настоящие фермеры, в местах «шаговой доступности» для горожан. В итоге страдают все: центр загажен и забит машинами, лихорадит общественный транспорт, который возит покупателей в один конец. Да и те рынки, которые вроде бы уже имеются, — на Второй Речке, на Острякова, в Первомайском районе — несут потери из-за неоправданного перетока покупателей.
Хотя, казалось бы, чего проще: делайте праздники и торгуйте на здоровье.
Читая новостные ленты других городов (Поволжья, юга России), удивляешься разнообразию инфоповодов: «День близнецов», «Фестиваль детских колясок», «Праздник соломенных кукол», «Конкурс тургеневских девушек», винные фестивали, колбасные фестивали, фестивали подсолнечных семечек, фестивали пуховых подушек — кто во что горазд! Если судить по общероссийской статистике, номинальные доходы людей в тех городах победнее приморских. Но живут веселее! Вот и нам тут так же надо бы. Креативнее надо быть, товарищи бизнесмены!
Не надо пенять на «уменьшающуюся численность населения». Прекращайте быть нелегалами в родной стране, тогда и прочее население здесь будет оставаться. И не надо ждать, когда власть за вас сочинит вам очередной официозный флешмоб с мегафлагом. Со всеми народными инициативами повсеместно выступает именно торговля. Она же — законодатель и бенефициар. Хватит строить бетонные коробки пустых офисных центров. Тратьте деньги на праздники, и они окупятся во сто крат.
Ретейлу нужна власть
В структуре валового регионального продукта Приморского края сектор торговли из года в год стабильно занимает 27–40%. Фактически это самый крупный сектор. И очень странно видеть бурное оживление властной активности в секторах откровенно маргинальных, типа «рыбного кластера» (который «весит» лишь 2,5% ВРП), при полном пофигизме по отношению к тому, что нас всех действительно кормит и создает основную массу рабочих мест.
Ни на уровне края, ни на уровне муниципалитетов какой-то пользы от существования многочисленных «органов власти» торговля практически не наблюдает. Впечатление, что они живут в разных «Приморских краях», а власть вспоминает про розницу исключительно в моменты обострения активности электората. Но ведь НДФЛ — основной доход местных бюджетов — идет от тех рабочих мест, которые в торговле создаются. Так что же власть реально делает для ее развития?
Ничего. Деньги тратятся на показуху форумов и саммитов, а то и вовсе зарываются в землю долгостроя-мегапроектов. И сегодня розничный бизнес уже достиг той грани, когда он перестанет молчаливо поддерживать фейковые инициативы, типа строительство ВКАД или перекладки бордюров, а потребует решения, например, все той же пресловутой парковочной проблемы. Нынешний беспредел, когда по головотяпству градоначальников все городские улицы Владивостока превратились в одну большую автостоянку, приносит убытки магазинам — к ним покупателю ни подъехать, ни встать. Но никаких телодвижений в сторону решения этой проблемы власть не демонстрирует: болтовни о «развитии транспортной инфраструктуры» много, а реальных дел — кот наплакал. По мне, так впору вводить налог на высших должностных лиц, вроде штрафов за ненормативную лексику: сказал начальник слово «ВКАД» в телеинтервью — заплати миллион на выходе из студии! А если некий глава города пробыл в должности полгода, но не организовал ни одного парковочного места, такой «хозяйственник» должен быть «с почетом» уволен. Нынче, слава богу, кандидатов на конкурс каждый раз выдвигается штук по двадцать, есть из кого выбрать следующего.
Другая проблема — так называемая неорганизованная торговля, простым языком говоря, ларьки. Сегодня по России уже почти не осталось городов, где на это зло не нашли управу. Но Владивосток по-прежнему лидирует в сомнительном рейтинге «заларькованности».
Большой стационарный магазин несет издержки на содержание помещения, обслуживание торгового оборудования, рекламу, поддержку ассортимента, стабильно платит налоги, зарплату сотрудникам. А рядом с ним, напротив через дорогу или вовсе «под дверью», некий «индивидуальный предприниматель» с мутной репутацией бойко приторговывает за полцены в киоске, воткнутом на тротуар по «левой схеме», за «черный нал» товаром той же ассортиментной группы, но про качество которого лучше и не спрашивать.
О каком развитии цивилизованных розничных сетей может идти речь, если у нас вокруг каждого сетевого супермаркета, как поганки — дюжинами ларьки, не говоря уже о «торговле с тротуара»? И никому до этого нет дела.
Умиляют крокодильи слезы, проливаемые за «развитие малого бизнеса»: есть еще люди, искренне верящие, что ларьки — это благо. Но помилуйте, для малого бизнеса есть организованные рыночные площади. И мне абсолютно не понятно, почему, например, на улице Хабаровской, где я живу, рядом с супермаркетом «Фреш 25», гурьбою друг на друге семь (!) киосков, торгующих тем же ассортиментом, что и супермаркет, если буквально в трехстах метрах, на Первореченском рынке, пустует множество торговых площадей? Идите торгуйте там, ребята! Там и поток покупателей вполне достойный — рынок же, и удобная парковка, и складские помещения для товаров есть. В чем проблема?
«Проблема» в том, что на организованном рынке за торговое место надо платить аренду, а «на тротуаре» можно стоять даром. Только от такого, с позволения сказать, «развития» страдают все, потому что в условиях явно несправедливой конкуренции с теми, кому все достается даром, честная торговля не может позволить себе ни цены снизить, ни ассортимент расширить. А «малый бизнес» — тоже не дурак: он в своем ценообразовании ориентируется на все те же сети, и его уступка в цене идет от цены супермаркета, а не наоборот. В итоге за весь этот «цыганский табор» платит потребитель.
Показательный пример — развитие сети винных магазинов «Винлаб». Там не жалуются на «отток населения»: каждый месяц в каждом микрорайоне открывается новый магазин. Причем это настоящий магазин, с продавцами-консультантами, сбалансированным ассортиментом и контролем качества. Вполне справедливые там и цены. В чем секрет? Среди прочего и в том, что торговля спиртным в ларьках запрещена. Нет больше у нас этих знаменитых некогда «ночных киосков». Установился порядок, и стали работать цивилизованные сети.
Точно так же теперь, если зачистить город от «шатров» с гнильем и тухлой рыбой, появится и нормальный рыбный рынок, и овощной, и все прочее разнообразие. В целом все озабоченности торгового бизнеса понятны. Но он, как никто другой, действительно, многие проблемы может решить сам, не оглядываясь на «демографию» и не дожидаясь Деда Мороза с подарками. Ну и, конечно, он сам должен формировать согласованную повестку для власти, а не пытаться вести себя как нелегал.