2021-04-03T07:20:43+10:00 2021-04-03T07:20:43+10:00

Катастрофический крен: как исчез клипер «Опричник»

фото: ru.wikipedia.org |  Катастрофический крен: как исчез клипер «Опричник»
фото: ru.wikipedia.org

В 1861 г. на просторах Мирового океана бесследно исчез клипер «Опричник», участвовавший в ранних исследованиях побережья Приморского края.

Во время Крымской войны будущий морской министр России и почетный житель Владивостока офицер Иван Шестаков предложил идею ведения крейсерской вой­ны с врагом посредством создания специального маневренного флота. Идея была реализована. Так появились однотипные клиперы «Наездник», «Разбойник», «Стрелок», «Пластун», «Джигит» и «Опричник». Вой­на закончилась, и клиперы были отправлены на Дальний Восток.

Шестипушечный парусно-винтовой клипер «Опричник» со 150-сильной паровой машиной 24 июня 1858 г. вместе с корветами «Гридень» и «Рында» отправился из Кронштадта на Дальний Восток в составе 2-го Амурского отряда под командованием капитана 1-го ранга А. А. Попова с дипломатическими и исследовательскими целями.

29 сентября 1859 г. «Опричник» попал в шторм, в результате которого мичман Тихенгаузен был смыт волной с крыши рубки и погиб. 7 ноября того же года корабль снова попал в шторм в Японском море. Но капитан, грамотно маневрируя, ушел от встречи с центром урагана.

В Николаевске-на-Амуре отряд, в котором состоял и «Опричник», присоединился к Дальневосточной эскадре. Командование клипером принял лейтенант Н. И. Бакалягин. Экипаж клипера выполнял почтовые и различные другие поручения, занимался исследованиями берегов японских и корейских островов, Амурского лимана. 

5 марта 1860 г. клипер возглавил капитан-лейтенант П. А. Селиванов. В том же году клипер вошел состав Тихоокеанской эскадры капитана И. Ф. Лихачева, где экипаж выполнял особые поручения в Японии, продолжал исследования. В частности, им были проведены гидрографические работы в заливе тернейского побережья, впоследствии получившем его имя.

В 1861 г. Селиванов получил приказ о возвращении клипера в Кронштадт. На тот момент экипаж корабля состоял из 95 человек. Из порта Шанхай клипер вышел 31 октября, после дозаправки в порту Батавия (Джакарта) 26 ноября 1861 г. вышел в Индийский океан, где и пропал без вести.

Начавшиеся в июне 1862 г. поиски экипажа клипера «Опричник» не принесли результатов. 16 июля находившийся в Англии капитан первого ранга Шварц сообщил, что, по данным «Ллойда» (английское страховое общество), клипер покинул Индонезию 11 декабря 1861 г. и более нигде не был зафиксирован. Тогда гидрографический департамент Морского министерства попросил российских представителей в других странах собрать материалы из судовых журналов кораблей, находившихся в районе курса «Опричника», и по ним смоделировать развитие ситуации. В Голландии капитан-лейтенант Федоров сумел достать выписки из журналов девяти судов, проследовавших в то же время от острова Ява до мыса Доброй Надежды. По ним и удалось воссоздать тогдашнюю обстановку в Индийском океане.

Из бортового журнала голландского барка «Зваан»: «25 декабря. Широта 22°8’ южная, долгота 68°23’, ветер ост-норд-ост 10-11 баллов, море очень бурное, видимости нет. Полагаю, что центр урагана от судна к весту. Хочу заранее привестись к ветру и лежать правым галсом, чтобы ураган прошел западнее нас… В полдень 25 декабря мы видели судно (барк), идущее в фордевинд курсом вест-тень-зюйд…»

Расследование, правда, так и не ответило на вопрос, почему «Опричник» направлялся прямо в центр урагана. По заключению Морского министерства, вероятной причиной катастрофы определялось то, что пушки на клипере не были закреплены стационарно, а находились на подвижных лафетах и все одновременно сместились на один борт в результате удара штормовых волн, приведя к катастрофическому крену корабля и его затоплению.

7 апреля 1863 г. все надежды угасли, и клипер «Опричник» был исключен из списков судов флота, а экипаж – из списков личного состава. У родственников и сослуживцев погибших моряков возник замысел установки памятника погибшему клиперу.

Памятник был установлен в юго-восточной части Летнего сада, недалеко от летнего здания кронштадтского Морского собрания. Освящение памятника состоялось в полдень 31 октября 1873 г. при большом стечении народа, во всех церквях Кронштадта была отслужена панихида по погибшим морякам.

Бронзовая доска с южной стороны памятника с изображением клипера была утрачена. Вместо нее сейчас прикреплена металлическая доска с выгравированной надписью: «В память погибших на клипере «Опричник» в Индийском океане в декабре 1861 г.». И перечислены имена погибших.

Памятник экипажу клипера «Опричник» сегодня на российском флоте олицетворяет собою символическую могилу для тех, кто навеки остался в глубинах бескрайних морских просторов.

Во Владивостоке также находится очень похожий памятник, сделанный по типу памятника «Опричнику» и открытый в 1897 г. в память об экипаже шхуны «Крейсерок», также в шторм погибшем при исполнении служебного долга у острова Тюленьего в Тихом океане.

В память о погибшем экипаже клипера «Опричник» названы залив Опричник на северо-западном побережье Японского моря и бухта в заливе Чихачева – известные места отдыха приморцев: «Ночь нас застала в бухте Опричник. Это самое любимое место отдыха проезжающих туристов. Здесь всегда ветерок, который не позволяет комарам и гнусу глумиться над отдыхающими, как в лесу у речек. Но не это главное. Здесь на берегу лежат удивительно ровные, словно футбольные мячи, круглые камни. Они еще и разной расцветки. Таких камней более нигде не встретишь в крае. Особенно они красивы после шторма в солнечную погоду, когда море обдает их волной…»

Юрий УФИМЦЕВ

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ