2003-03-12T15:30:00+10:00 2003-03-12T15:30:00+10:00

«Командир счастливой «Щуки»: был ли подвиг?

Кто смотрел советский блокбастер — кинофильм «Командир счастливой «Щуки», очевидно, помнит кульминационный эпизод — подвиг этого самого командира в исполнении актера Петра Вельяминова. А именно когда в трудную минуту негодяй-матрос самовольно произвел всплытие субмарины вблизи немецких кораблей, командир вышел на палубу разобраться в ситуации. И, понимая, что ему не спастись, — расстреляют вражеские орудия, — приказал погружаться без него... Авторы фильма говорили, что в основу положен реальный геройский случай.

В действительности все было иначе. Но об этом было не принято тогда говорить, марать образ героев войны. А по сему сценаристу и режиссеру с подачи политорганов ВМФ и их консультантов удалось ловко перевернуть все с ног на голову и породить еще один миф. На войне, понятно, бывает всякое. Но именно такой факт, как показан в кино, нигде не значится. Было все иначе.

Подлодка всплыла, чтобы сдаться врагу

Беспрецедентное ЧП в летописи нашего ВМФ на борту подводной лодки Балтийского флота «Щ-303», которой командовал капитан 3-го ранга Иван Травкин, случилось днем 21 мая 1943 г. «Щука» лежала на грунте на 80-метровой глубине, не имея возможности всплыть и произвести зарядку аккумуляторной батареи, т.к. наверху ее, словно кот мышку, караулили вражеские корабли. Подводники в прочном корпусе, оглушенные глубинными бомбами, мучились от недостатка кислорода, теряя последние силы и сознание. Все шло до поры до времени примерно так, как мы и видели в фильме. Командир в это время спал в 6-м отсеке. Как свидетельствовали потом подводники, он всегда там спал, т.к. здесь было тепло. Вахтенный офицер тоже отлучился из центрального поста (еще та организация службы на корабле, да еще в боевой обстановке!). Этим и воспользовался старшина команды трюмных машинистов Борис Галкин, замыслив предательство.

Улучив момент, трюмный старшина Б. Галкин прошел в пустой центральный пост и, блокировав кормовые и носовые отсеки, продул среднюю группу балластных цистерн, после чего ПЛ всплыла. В кино, кто помнит, показан этот эпизод. Правда, несколько иначе: на волю рвется подышать воздухом плохой матрос, а его удерживает, цеплясь за ноги, другой матрос, хороший. А вот вся остальная правда остается «за кадром». Галкин предложил по переговорной трубе командиру и экипажу сдаваться и, отдраив верхний рубочный люк выбрался на палубу, предварительно прихватив с собой в наволочке всю секретную документацию, хранившуюся на центральном посту. Водрузив белую простыню на стойку антенны, негодяй-старшина стал размахивать бушлатом над головой, привлекая к себе внимание супостата. В это время акустику удалось вскрыть двери в радиорубке, попасть в центральный пост и отдраить переборочные двери в отсеки.

Ничего не понимающий командир Иван Травкин выскочил на мостик в нижнем белье: дескать, что за дела? Увидев неподалеку немецкие корабли и приближающиеся к лодке вражеские катера, он метнулся назад, дав команду на срочное погружение (по фильму герой-командир, одетый строго по форме, стоя на палубе лодки, хладнокровно и неторопливо докуривает папиросу, давая субмарине возможность уйти под воду и спастись от врага). Растерявшиеся немцы на ситуацию среагировать не успели, и лодке удалось уйти на глубину и даже уцелеть после довольно жесткой бомбардировки глубинными бомбами. Трюмный же старшина Галкин благополучно перебежал на сторону врага. Это был уникальный случай в мировой истории подводных сил, когда в море, в боевой обстановке с борта субмарины(!) дезертировал к врагу член ее экипажа! Вот такое кино...

...А командир «Щуки» Иван Травкин был действительно счастливчик! Его за это беспрецедентное, позорное ЧП не только не поставили к стенке, но и оставили командиром. Правда, перевели на другую лодку. Более того, в 1945 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза. Считалось, что он потопил в годы войны 11 неприятельских кораблей и судов. Но и это оказалось байкой. Как выяснилось впоследствии, в реальности он потопил одно судно небольшого водоизмещения и два повредил. Все остальное, как установили историки, было заурядными приписками и очковтирательством. Но скандал замяли, дав возможность герою почивать на лаврах, а все разоблачительные исследования объявили вражескими происками и спрятали на десятилетия в спецхран.

Заговор на борту подводного минзага

Была в нашей истории и еще одна попытка захвата и угона субмарины к врагу в годы войны. Произошло это в августе 1942 г. опять-таки на Балтике. Подводный минный заградитель «Л-3», которым командовал капитан 3-го ранга Петр Грищенко отлеживался на грунте, попав под жестокую бомбежку немецких кораблей. Часть оборудования и механизмов на борту лодки вышли из строя. Ситуация сложилась критическая, и гибель казалась неизбежной. И тогда на лодке возник заговор, который возглавил комиссар, имя которого после этого случая было вымарано из истории флота. Его поддержали еще два офицера.

Замысел был таков: пристрелить командира и тех, кто вступится за него, а затем увести ПЛ в Швецию, где интернироваться. В этот план посвятили и писателя Зонина, находившегося в том походе на борту «Л-3», очевидно, надеясь, что он обижен на советскую власть за свой недавний незаконный арест (был репрессирован, но затем освобожден) и исключение из партии. Однако негодяи просчитались: Зонин рассказал о заговоре командиру. Подлецов взяли под стражу и изолировали.

Когда «Л-3» чудом вернулся в базу, заговорщики обернули дело так, будто это Грищенко хотел угнать и сдать минзаг за границу. После длительного разбирательства представление командования на П. Грищенко к званию Героя Советского Союза (за предыдущие победы) было уничтожено в связи со случившимся ЧП. Через некоторое время командира сняли с лодки, часть экипажа разбросали по другим кораблям, а комиссар и его «единомышленники» вообще исчезли с флота невесть куда...

На ТОФе тоже всякое случалось

На Тихоокеанском флоте за его историю тоже случалось всякое. Но Господь миловал не вляпаться в такую историю, как угон или хотя бы попытка угона субмарины за кордон, к супостату. Правда, когда в декабре 1952 г. у нас пропала без вести во время учений в Татарском проливе ПЛ «С-117» со всем экипажем, говорят, Сталин высказывал подозрение: а не угнали ли ее часом в Японию или в Америку? Но развития этот тезис не получил. Есть версии о гибели субмарины в результате нечаянного наезда на нее советского судна «Горнозаводск». Не исключается вариант и технической аварии.

Нечто похожее приходилось слышать и после таинственного исчезновения в марте 1968 г. в Тихом океане дизельной ракетной подлодки ТОФ «К-129», что также оказалось домыслами. По основной версии она погибла в результате столкновения с субмариной США. Тем более что летом 1974 г. американцы, зная точное место ее гибели, проводили тайную операцию по подъему «К-129». Однако извлечь с морского дна им удалось лишь носовую часть советской лодки.

Уже в горбачевскую перестройку, накануне распада СССР, одного из офицеров ТОФ — командира атомной подводной лодки, подозревали в черных замыслах угнать свой атомоход в Израиль. Однако в военном трибунале это подозрение не нашло документального подтверждения, и капитана 2-го ранга осудили совсем по иной статье — за изнасилование. По сути, с этого дело все и началось, а уже в ходе следствия, как говорили, всплыл «угон субмарины». Дескать, таким образом этот офицер сам пытался придать своему делу значимость, солидность...

Лодка погрузилась, про командира забыли...

Эта случилось 19 февраля 1942 г. у норвежских берегов. Подлодка Северного флота «Щ-403» под командованием капитан-лейтенанта Коваленко в ночное время при плохой видимости напоролась в надводном положении на отряд немецких кораблей, которые ошибочно приняла за союзные. Немцы открыли огонь, а их тральщик, обойдя субмарину с левого борта, нанес ей таранный удар. На мостик «Щуки» выскочил командир, чтобы прояснить ситуацию, однако тотчас получил тяжелое ранение в ноги и потерял сознание. На борту субмарины в суете не заметили отсутствия командира и, задраив рубочный люк, лодка пошла на погружение, уклонясь от повторного столкновения с противником. Немцы проявили расторопность и успели захватить истекающего кровью командира «Щ-403», перетащив его с палубы подлодки к себе на борт. Уже в плену Коваленко ампутировали ноги. Держался он достойно и работать на врага не согласился. Его мытарили по концлагерям и в 1944 г. под Парижем в конце концов расстреляли.

Попал в плен и Герой Советского Союза, командир подлодки Балтийского флота «С-7» капитан 3-го ранга Лисин. Правда, в результате боестолкновения после того как его «эску» торпедировала финская подлодка. Но ему и еще троим уцелевшим членам экипажа повезло. Они пережили плен и вернулись на Родину. Причем Лисин после разбирательств избежал репрессий и был лишь сослан служить на Тихоокеанский флот. До сих пор гуляют слухи, что Лисина специально возили в Берлин на встречу с Гитлером. Но обратить в свою веру русского героя-подводника гитлеровцам так и не удалось. Сам же Лисин никогда на эту тему не распространялся.

Случаев, когда лодка уходила на погружение, а командир оставался на мостике и погибал, было несколько. Так, к примеру, подлодка «Щ-405» Балтфлота 11 августа 1941 г., возвращаясь на базу, внезапно получила большой дифферент на нос при переходе из крейсерского положения в позиционное. Вахтенный офицер, спасая лодку от затопления, захлопнул рубочный люк. Субмарина провалилась под воду и легла на грунт на глубине 125 м., оставив на поверхности командира ПЛ капитан-лейтенанта Сидоренко, его помощника и двух матросов-сигнальщиков. Когда через 40 минут субмарине удалось всплыть, на поверхности моря уже никого не было...

...7 ноября 1941 г. в Аландском море во время шторма волной были смыты с мостика подлодки Балтийского флота «С-9» ее командир, капитан 3-го ранга Рогачевский, вахтенный офицер и матрос-сигнальщик, которые погибли.

Вот такие истории в действительности случались на отечественном подводном флоте, но о них в советскую эпоху у нас предпочитали не распространяться. Ставка делалась на легенды и мифы, хотя и без передергивания фактов и приукрашивания реальных ситуаций у нас было достаточно примеров поистине геройских дел наших воинов.