А нужен ли нам доллар? Будто нас кто-то спрашивает! Но, если серьезно, я бы не спешил хоронить доллар, потому как слухи о его кончине, на мой взгляд, слегка преувеличены.
Пока все, что мы видим, – очередной (циклический) глобальный валютно-финансовый кризис, который пришел отнюдь не внезапно. Он приходит по расписанию – каждые 11 лет. Его, конечно, как могли маскировали сперва под «ковид», затем под «антироссийские санкции». Наверное, если этого окажется недостаточным, выдумают еще какую напасть – медиакреатив на марше! Но экономической сути происходящего креатив не меняет.
А суть такова, что мировая экономика ритмично проходит подъемы и спады. Сейчас спад. Спад довольно глубокий. Только это не «кризис доллара». Это очередная перестройка мировой системы разделения труда – явление такое же объективное, как движение планет на небе.
Что важно рядовым обывателям, далеким от «высших сфер»? Прежде всего вести себя сообразно серьезности ситуации. Не верить слухам, беречь здоровье, не удаляться от близких нам людей. Кризис – это как плохая погода: легко простудиться, а на лечение может сил не хватить.
Хорошая новость в том, что кризис не только счищает накипь и мусор, но и открывает массу новых возможностей. По поводу мусора я уже не раз говорил и сейчас повторяю: это прекрасно, что наконец даже самые твердолобые из «эффективных» поймут, чем чревата погоня за показателями «привлечения иностранных инвестиций», особенно тех, которые в долларах США. Надеюсь, поймут, хотя у иных твердолобость завидная.
А вот о возможностях я бы сейчас поподробней. Во-первых, открывается шанс повернуться лицом к «старым предприятиям», тем, до которых было «всегда недосуг» в суете ради «льгот для нового бизнеса», тем, кто сумел выжить и сохранить производство, сохранить рабочие места, не имея при этом никаких «льгот и поддержек», платя налоги «по полной программе» и наши конские проценты по банковским кредитам.
Они в прежние времена моды на «опережающее развитие» оставались на вторых ролях, в тени «инвестиционных стратегий», на обочине мейнстрима. Вот сейчас самое время посмотреть в их сторону: там стабильные трудовые коллективы, компетентный менеджмент, надежные связи с поставщиками, проверенная клиентская база. Именно этим предприятиям сейчас надо дать максимум возможностей для расширения. Только не называйте это надоевшими словечками: «точки роста», «прорывные проекты» и прочие бла-бла-бла. Просто откройте им нормальные кредитные линии под нормальный процент. В рублях.
Как? А вот это уже «возможность номер два»: банкам пора переходить на проектное кредитование предприятий. Разговоры об этом тянутся не один десяток лет. Но пока существовал рынок примитивных спекуляций на иностранной валюте, банкам все это было не интересно: они стригли маржу, фарцуя долларом против рубля. Сейчас крышка шкатулки захлопнулась. Слава Богу! Самое время банкам России заняться тем, для чего их придумали, – финансированием реального сектора. А рынок валютной фарцовки уйдет потихонечку в тень и будет там караться соответствующими «органами».
К слову сказать, у рядовых клиентов тоже появляется повод пересмотреть свое отношение к национальной валюте. И в этом есть «возможность номер три». Ведь прежде-то считалось хорошим тоном взять рублевый кредит, купить на него валютный актив и забыть о возврате: все равно пройдет время, ЦБ уронит рубль в грязь – возвращать фактически можно не более половины от взятого.
Теперь – все по-честному: шансы ослабления и укрепления рубля уравнялись, вероятность сценариев «50 на 50», а значит, действительно курс может прийти и к 40 рублям за доллар, так же как прежде он шел к «90», с той оговоркой, что укрепление рубля на руку тем, кто работает на наш внутренний рынок – местным производителям, импортерам. Ведь, имея «долларовые» издержки и «рублевую» выручку, они смогут за меньшее количество рублей купить больше долларов, увеличив свою прибыль и расширив поставки товаров на рынок. В этой связи не таким уж фантастичным выглядит перспектива снижения цен, например, на моторное топливо. Да и коммунальные услуги могут подешеветь.
А вот жилая недвижимость, скорее всего, подорожает – и новострой, и «вторичка». И причина этому прежняя: жилье – фактически единственный инвестиционный актив, в который население может вкладывать средства. До этого была пара «недвижимость и доллар», но «А» упало, «Б» пропало» – тут уж без вариантов.
Впрочем, если монетарная политика властей продолжит ужесточаться, то ее следствием станет в том числе рост реальных доходов населения, его покупательная способность. Вполне вероятно, что эти доходы сумеют догнать цены на жилье и оно не утратит доступность.
С другой стороны, рост цен на коммерческую недвижимость наверняка замедлится. И это может кардинально изменить наш привычный образ жизни. Причем изменить в лучшую сторону – благодаря развитию рынка услуг. Ведь не секрет, что качество жизни определяется соотношением долей расходов, направляемых на покупку готовых товаров, и тех, что оплачивают услуги. В городах с высоким уровнем комфорта это соотношение колеблется как 30/70–40/60: люди меньше тратят на товары, но чаще потребляют их вместе с услугами. Не покупают шампуни для мойки машин, а пользуются сервисом автомоек, не покупают лак для ногтей, а посещают маникюрные салоны и т. д. Сфера услуг отличает город от деревни, где соотношение обратное – на товары селяне тратятся больше.
Так вот, Владивосток до настоящего времени остается деревней. Население здесь стабильно тратит на товары большую часть – 80% своих расходов, а на услуги – лишь 20%. Услуги у нас плохо развиты в том числе и по причине запредельных цен на аренду помещений, делающих недоступными таковые для малого бизнеса. А цены эти равняются на торговлю, которая, в свою очередь, живя «безвозвратным валютным кредитом», готова платить, что называется, «не торгуясь».
Теперь халяве подходит конец и все игроки на рынке ставятся в одинаковые условия. Следовательно, владельцы нежилой недвижимости окажутся перед естественным выбором: или запустение невостребованных «квадратов», или снижение ставок до уровней, доступных сектору сервиса. Причем кредитовать пустоту, как было прежде, уже не получится. Ну а нам всем, потребителям, от этого только выгода.