Легенды о лежащих где-то на Востоке золотых и серебряных островах испокон веков будоражили умы европейских монархов, ученых, мореплавателей и различных авантюристов.
«На 37° северной широты примерно в 400 испанских милях расположен около Японии большой высокий остров, заселенный белым, красивым, дружелюбным и цивилизованным народом, и этот остров чрезвычайно богат серебром и золотом. Об этом узнал некий испанский корабль, плывший много лет назад от Манилы к Новой Испании и прибитый штормом к этому острову. Местные жители просто собирали золото на берегу. В 1610 г. король Испании отправил туда корабль из Акапулько. Но это плавание из-за плохой подготовки и ряда неудачных случайностей не состоялось. Считают уверенно, что несколько японских кораблей приставали к ним и привозили оттуда в Японию серебро», – писал Виллем Верстейген, опытный голландский мореплаватель и купец 30-х годов XVII века, находившийся на службе голландской Ост-Индской компании.
Основываясь на этих, а также других, поступавших от агентов голандской Ост-Индийской компании в Нагасаки, португальских и голландских моряков, от иезуитов, посещавших Китай и Японию, сведениях, новый генерал-губернатор Голландской Ост-Индии Антони ван Димен принял решение отыскать серебряные острова силами компании. В 1639 г. он отправил экспедицию из двух кораблей во главе с коммандером Маттиасом Квастом с заданием искать острова и осмотреть берега Тартарии до 42° северной широты (пределов нынешнего российского побережья).
Однако Кваст считал, что острова находятся именно в Японском море, и сначала направился туда на кораблях «Энгель» и «Графт», одним из которых командовал известный капитан Абель Тасман. Кваст очень хотел найти острова и не только увеличил премию для первого человека, увидевшего их, но и установил суровые наказания за засыпание на вахте: лишение месячного заработка и пятьдесят ударов плетью тому, кто заснул первый раз, за второй – вдвое больше, за третий полагалась смертная казнь.
Кваст достиг Японии и долго плавал среди ее мелких южных островов, но нужных ему так и не находил. Войти же в Японское море ему никак не позволяли встречные ветра.
Время шло, кончались припасы. Решив, что именно эту задачу ему выполнить не удастся, Кваст приступил к решению второй – обследованию западного побережья Японского моря в пределах нынешних владений России. Но сил уже не было – 41 человек из имевшихся 90 умерли, а треть живых «смотрела в ворота смерти». 25 октября 1639 г. Кваст принимает решение возвращаться. На одном из двух его кораблей в живых осталось только семь человек.
В начале 1643 г. губернатор ван Димен вновь принимает решение направить два корабля. Руководителем экспедиции был назначен опытный моряк Фрис. Ему была выдана инструкция: «Достойнейшие доверия географы и землеописатели называют среди великих стран Азии самой крупной Тартарию, которая с севера соприкасается с Ледяным морем, с запада – с Россией и Польшей, с юга – с Черным и Каспийским морями, Бактрией и Индией, а с востока – с Китаем и неисследованным Татарским океаном. Ввиду того что эта страна расположена в самом углу земного шара, ее еще не посещали европейцы, ни даже сами люди стран Востока, ни даже граничащие с нею китайцы; ее считают как бы сокрытой, слишком далеко лежащей, почти вне земли расположенной.
Поскольку нет уверенности в том, что между Кореей и Японией имеется удобный пролив и, по всей вероятности, там много мелей и подводных скал, что очень опасно, и там можно погибнуть, мы поддерживаем Ваше мнение о плавании в открытом море восточнее Японии, тем более мы не уверены, что западный пассат в том районе в летнее время силен и постоянен, так что можно было бы плыть с востока на запад.
Вы возобновите исследования острова, богатого золотом и серебром, которые были неудачно начаты коммандером Маттиас Квастом в 1639 г. Мы уверенно считаем, что упомянутый остров находится восточнее Японии на указанном расстоянии и вы возобновите исследования, взяв курс к востоку от мыса Японии по параллели 371/2°. Поскольку мы серьезно считаем, что золотой остров будет открыт восточным курсом и один из серебряных островов одним из двух путей, то мы инструктируем вас, как вы, находясь на службе компании, должны действовать, так же как вам приписано действовать при открытии Китая, но со следующим добавлением: мы считаем, что эти острова можно посетить с наименьшей опасностью, идя на северо-восток от берега, который вы увидите. Остров золота – на японском Беобис – с рекой и гаванью, как вы можете видеть на приложенной небольшой карте.
Если этот большой остров или меньшие острова и их жители таковы, как о них сообщают, а именно, что эти острова очень богаты золотом и серебром и что их население имеет хорошее пропорциональное телосложение, белокожие, дружелюбные, вежливые и цивилизованные люди, то, показывая им товары, которые вам для этой цели переданы, вы должны определить, в большом ли изобилии там золото или серебро, показывая малоценную монету, например, медную из сорта меди «спиантлер», олово или свинец, особо отметив, какую ценность они всем металлам придают и в большом ли значении у них золото и серебро, какие у них рудники, как они добывают его из земли и как его очищают. Такие сведения позволят получить хорошее представление о самой этой стране.
И если обнаруженная страна владеет такими значительными богатствами, что генеральная компания сможет здесь извлекать значительную выгоду, то вы сократите свое пребывание там и после получения самых примечательных вещей спешно отправляйтесь через Формозу, быстро приезжайте сюда, чтобы можно было бы срочно отправить необходимые рапорты».
То есть в этот раз голландцы, в отличие от Кваста, не пошли в Японское море, а пошли на север вдоль восточного берега Японии. Откуда, обогнув Японию, должны были войти в Японское море с севера и проследовать вдоль современных берегов России на юг, исследуя побережье и не теряя надежды обнаружить искомые острова.
Голландцы достигли северных районов и 20 июня 1643 г. обнаружили пролив между островами Итуруп и Уруп (в настоящее время пролив Фриза). В этом проливе экспедиция провела пять суток, неоднократно высаживаясь на берег. Де Фриз посчитал Итуруп северо-восточной оконечностью Хоккайдо и назвал его островом Штатов. Уруп он счел частью Америки и назвал его Землей Компании. 22 июня 1643 г. голландцы обнаружили на Земле Компании руду, которая показалась им содержащей серебро.
Руда, найденная на горе Земли Компании, была доставлена в компанию и задокументирована: «Каменная вена, похожая на белый воладерд, которая, будучи обрезанной, выдавала кусочки металла, такие как булавочные головки, которые, по их мнению, были серебряными».
Больше, правда, голландцы на Урупе не появлялись. А с 1748 г. серебряные острова вообще исчезают с карт, что с востока, что с запада от Японии, по причине их отсутствия.
Юрий УФИМЦЕВ