2023-10-23T12:32:54+10:00 2023-10-23T12:32:54+10:00

Пещерное Приморье: как жили древние люди

фото: dalmuseum.ru |  Пещерное Приморье: как жили древние люди
фото: dalmuseum.ru

Первые люди пришли в Приморье с севера вдогонку за уходящими на восток от Великого вюрмского оледенения мамонтами. Шли они издалека и долго. Поэтому пришли сюда довольно поздно – 38 000 лет назад и стали расселяться по «квартирам», вытесняя саблезубых тигров, тигрольвов и гиен из их жилья, то есть пещер. Благо их в Приморье было много.

Самым богатым на пещеры массивом является хребет Екатериновский, протянувшийся на 8 км вдоль реки Партизанской, недалеко от ее устья. Здесь известно около 30 различных карстовых полостей. Многие из них являются объектами охраны государства. Пещеры эти располагаются на трех ярусах: внизу обитали звери, в середине – люди, а в пещерах у вершин – голуби и филины. В одной из этих полостей, пещере Географического общества, было обнаружено 55 тыс. костных останков съеденных обитателями этой «квартиры» животных.

Но самой известной «коммуналкой» древнего человека Приморья является расположенная в 12 км к юго-западу от Дальнегорска, в верховьях реки Кривой, на высоте 35 м карстовая пещера Чертовы ворота. Сегодня она признана природным и археологическим памятником федерального значения и входит в топ-5 выдающихся мировых археологических памятников Сибири и Дальнего Востока. Здесь имеется захоронение из пяти скелетов и четырех черепов; остатки какого-то покрытия, напоминающего шерсть дьявола…

В наше время на эти останки наткнулись туристы-школьники из поселка Высокогорска и сообщили об этом археологам, которые в 1973 г. провели там раскопки. Останки принадлежали людям, жившим в пещере 7700 лет назад. Все они имели следы насильственной смерти.

Раскапывавший пещеру археолог Виктор Татарников вспоминал: «Самой интересной находкой стало деревянное жилище древних людей внутри пещеры, в центральной части зала, площадью около 60 кв. м. Сохранились даже ямки от столбов. Только представьте: в довольно теплой круглый год пещере люди соорудили еще и дом из бревен! В нем горел освещавший пещеру костер, на котором варили пищу. В той же пещере мы нашли обособленную от жилья мастерскую, где при свете костра изготавливались инструменты и оружие из камня, кости, дерева, раковин, из высушенных растений плелись древние веревки, циновки, сети, из бересты – ведра для переноски воды. В глубине пещеры жил отшельник, возможно, шаман племени».

В пещере было найдено много гарпунов, украшений из раковин, 14 глиняных сосудов, подвески из клыков кабана. У очагов обнаружены кусочки ткани, сплетенные из дикой осоки, обрывки рыболовных сетей. Причем остатки тканей и сетей, по мнению ученых, являются самыми древними из найденных на территории Северо-восточной Азии: их возраст – более 8000 лет.

Почти все археологические памятники каменного первобытно-общинного века в Приморье многослойные, т. е. совмещающие в себе остатки жизнедеятельности сразу нескольких племен, разных эпох. Вот как красочно описал один такой объект краевед Е. Лешок: «Решил обследовать пещеру Партизанский заряд. Как рассказывали местные жители, в годы Гражданской войны в ней партизаны изготовляли гранаты, отливали пули для берданок. Видно, с тех пор в этой пещере никого не было. Мы приступили к раскопкам второго и третьего зала. В первом зале в культурном слое нашли винтовочные гильзы с обоймами. Эта находка подтвердила слухи о том, что в Гражданскую войну у партизан здесь была оружейная мастерская. Во втором слое мы обнаружили очаг с толщиной золы в полметра и по окружности больше метра. В нем мы нашли обгоревшие кости и раздробленную гончарную посуду с красивым орнаментом. Под очагом оказалась каменная плита длиной около метра и шириной 70 см. Под плитой лежал скелет тигра, а под ним – скелет человека. Рядом находились нефритовые бусы, видно, ритуального назначения».

«10 июля мы отправились в деревню Екатериновку, где взяли в проводники старика крестьянина Губкина, который довел нас до пещеры, – вспоминал князь Кропоткин, исследовавший пещеры в Екатериновском массиве в 1898 г. – Пещера находится при подошве возвышенности, верстах в трех от Екатериновки. Дорогою Губкин сообщил нам о пещере несколько рассказов, которые ясно показывают, что она поражает воображение екатериновцев. Так, охотясь за барсуками осенью, Губкин подошел к пещере, бросил в нее камень и послал за ним собаку; но последняя побежала было и возвратилась, испугавшись, вероятно, темноты. Два парня-удальца из Екатериновки решили проникнуть в пещеру, но от страха у них волосы стали дыбом, и они возвратились ни с чем. Екатериновцы, когда предполагалась война с японцами, поговаривали о переселении всею деревнею в эту пещеру. Пещеру эту знал и архимандрит Палладий, считавший ее делом рук человеческих. Утром 11 июля мы приступили к исследованию пещеры. Спустившись в котловину, почувствовали гнилостный запах, сырость и холод, как в леднике».

Естественно, что человек со временем покинул такие «ледники» и переселился уже снаружи.

Однако народная молва сохранила имя одного из обитателей приморских пещер. «Однажды из Китая приехал священник по имени Лао Дао («лао да» по-китайски – старик, «лао дао» – старый даос). Приехал и сказал: «Я через три дня должен идти к скалам. Там есть пещера, в которой каменный столб, каменная дверь, каменная лежанка». И точно – через три дня пошел к скалам. И там все нашел: каменный столб, каменную дверь, каменную лежанку. И потом он пропал. Люди стали думать: куда он мог подеваться? Стали искать. Нашли эту скалу. Открыли каменную дверь и зашли в пещеру. Нашли и этого священника. Он, окаменелый, находился на каменной лежанке. Перед ним были семь каменных пампушек, которые он сделал из теста. В каждой их них торчала воткнутая китайская свеча. Оказалось, что это китайцы приходили к скале, чтобы угостить своего бога. Потом стали ходить и удэгейцы. Они тоже приносили угощение и просили счастья, удачи в жизни, охотничьего фарта, здоровья».

У удэгейцев свое поверье: «Когда Гугя было восемь лет, он решил, что будет поклоняться только такому богу, который хочет добра для всех народов. Он ходил по всему свету и искал такое место, где можно было бы поселиться и служить этому богу. И вот постепенно он пришел на реку Бикин, а потом с Бикина перекочевал на реку Иман (ныне – Большая Уссурка). Здесь он поселился в пещере на сопке Горелой. Он сам сделал себе из дерева стол и стул. И вот там он стал молиться своему богу и просить у него добра для всех людей. А потом вдруг на сопке случился пожар (почему ее и прозвали Горелой). Чтобы не сгореть, Гугя превратился в камень, и все, что у него было (стол, стул, еда и трубка), окаменело. Еще некоторое время удэгейцы ходили туда к нему вместе с китайцами и корейцами. А потом в 1937 году советская власть выгнала с Имана китайцев и корейцев. Гугя узнал об этом и сильно расстроился. Пришли к нему удэгейцы в очередной раз молиться, смотрят, а дверь в пещеру закрылась. Некоторые удэгейцы старались еще некоторое время ходить к этой скале, но стали сильно болеть и перестали. С тех пор к скале Гугя никто не ходит».

Сегодня урочище Гугя – 40-метровый клыкообразный останец в среднем течении ключа Островной (Санчихезский) – входит в состав национального парка «Удэгейская легенда» Красноармейского района.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ