2024-01-22T09:28:23+10:00 2024-01-22T09:28:23+10:00

Как Япония атаковала Россию

фото: ru.wikipedia.org |  Как Япония атаковала Россию
фото: ru.wikipedia.org

2024 г. начался во Владивостоке с торжественных мероприятий в честь 175-летия рождения великого русского флотоводца адмирала Степана Макарова. Он погиб в Русско-японской войне, началу которой скоро исполнятся 120 лет.

Слухи о возможном разрыве отношений между Россией и Японией во Владивостоке начали распространяться еще с начала зимы 1904 г. И, как вспоминали современники, «до последнего момента ни русские, ни проживавшие здесь японцы не верили в это». Даже главное лицо японской диаспоры во Владивостоке – торговый представитель Каваками Тосихико 24 января 1904 г. выпустил Разъяснение № 1, в котором говорил местным японцам, что «отношения между нашими странами остаются неизменно добрососедскими и дружескими и поэтому у японских подданных, проживающих в России, причин для настороженности, а также волнений нет».

Однако через пять дней на траверсе о. Русского появился английский пароход «Афридж» из Нагасаки. Англичане все же, являясь союзниками Японии и имея больше информации, специально послали корабль в надежде заработать на японцах, которые неминуемо должны были покидать город. Трое суток пароход стоял на рейде в ожидании ледокола. Местные японцы, узнав о приходе «Африджа», команда которого состояла в основном из японцев, начали волноваться, почему корабль не входит в порт. Но путь во льду был пробит, корабль вошел, и японский представитель с корабля встретился с Каваками, после чего тот разослал японцам на Дальнем Востоке следующую телеграмму: «Всем желающим уехать в Японию на почтовом судне собраться в течение недели во Владивостоке».

После получения телеграммы о начале войны и гибели «Варяга» и «Корейца» «Афридж» с 3200 пассажирами покинул порт. А 13 февраля из города ушел последний транспорт с 1420 японцами. К этому времени не все японцы успели «сбежать», еще около 800 подданных Страны восходящего солнца оставались на просторах Дальнего Востока и Сибири.

Оота Какумин, настоятель японского храма, проводил последний пароход, взвалил на плечи статую Будды – главную святыню храма – и пошел в Сибирь. Собирая по дороге оставшихся, он добрался до Благовещенска. Затем вместе с 800 японцами дошел до Германии, где сел на пароход «Винбад» и благополучно прибыл в Японию.

Русские до последнего не верили в разрыв межгосударственных отношений и, узнав о решении Каваками уехать, устроили шикарный прощальный ужин. Но вскоре пришло официальное сообщение о начале войны, и в городе было объявлено военное положение. Большинству учреждений было предложено эвакуироваться, а желающим жителям выезжать, причем семьям служащих и чиновников были выданы пособия на выезд. Как писали японские современники, «все население Владивостока впало в прострацию. По городу поползли слухи, началась паника. Паника у русских – это что-то невообразимое. Бросив дом с нажитым добром, схватив за руку ребенка, кто на телеге, кто бегом – все спешили на станцию, чтобы уехать».

Люди стали уезжать. Дома многих оставались брошенными или сданными только за то, чтобы их охраняли. 22 февраля в Уссурийском заливе появились японские корабли… Война уже зримо пришла во Владивосток.

В 13.30 японская эскадра под командованием контр-адмирала Камимуры в составе пяти броненосцев и двух крейсеров подошла на расстояние около 8 км к полуострову Басаргина и начала обстрел Владивостокской крепости и восточной части города. Помимо прибрежных укреплений и строений японцы начали обстрел через сопки районов речки Объяснения и бухты Золотого Рога. Один снаряд пробил стену флигеля, где располагался штаб 30-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и служебная квартира его командира полковника Жукова. Вспыхнувший пожар угрожал хранящемуся здесь знамени полка.

Батареи города на вызов японцев не ответили. Некоторые замки орудий, смазанные говяжьим салом, намертво примерзли к стволам; орудия батареи на Морском кладбище обладали недостаточной мощностью, а для более крупных орудий эскадра японцев была скрыта сопками. Японцы обстреливали Владивосток, в общей сложности выпустив более 200 снарядов, после чего покинули воды Владивостока.

Корабли владивостокского отряда крейсеров были заперты льдом в канале и смогли выйти для преследования неприятеля, когда было уже поздно. В тот же день крепость была объявлена на осадном положении и из города началась массовая эвакуация жителей.

Через три недели японская эскадра вновь появилась во Владивостоке. Она встала на якорь возле Русского, желая вызвать на бой Владивостокский отряд крейсеров. Российские крейсера выйти не рискнули, так как за ночь здесь побывали японские миноносцы и выставили мины. Японская эскадра простояла два дня, после чего снялась и вернулась домой.

Во Владивостоке к началу войны были сосредоточены владивостокский отряд крейсеров в составе броненосцев «Россия», «Богатырь», «Рюрик», «Громобой»; десятки миноносцев и подводных лодок. Кроме того, с началом войны частные торговые суда и пароходы Доброфлота были конфискованы и перевооружены в рейдеры. Все эти силы должны были оперировать на коммуникациях Японии, предотвращая доставку солдат на материк и оружия из Англии в метрополию.

Уже скоро владивостокские крейсера возле Цусимы атаковали и уничтожили два японских транспорта с войсками и гаубицами, один транспорт вынудили выброситься на берег, кроме того, был арестован английский пароход с контрабандным оружием. Японский транспорт «Киншиу-Мару» погиб вместе с полком отправлявшихся в Порт-Артур солдат. Всего Владивостокский отряд кораблей в 1904 г. уничтожил 17 иностранных судов (из них 15 – японских) и 5 судов захватил как призы.

Во время одного из рейдов броненосцы обошли Японию, вошли в Токийский залив, где и уничтожили четыре японские шхуны, по одному английскому и германскому пароходу, а также задержали два английских и одно немецкое судно. Появление русских в японских внутренних водах произвело на японцев шокирующий эффект. А англичане и немцы, боясь потери своих кораблей, сократили поставки оружия для Японии.

В свою очередь, японцы арестовали все корабли российского дальневосточного торгового флота, стоявшие зимой в портах Японии и Кореи. Почти полностью были ликвидированы пароходство владивостокского предпринимателя графа Кейзерлинга и одно из крупнейших на Тихом океане пароходств – Пароходство КВЖД. Совсем забыт исторический факт: находившийся в Чемульпо вместе с «Варягом» и «Корейцем» пароход КВЖД «Сунгари» совершил такой же подвиг, как и его военные собратья: своим ходом с поднятым русским флагом вышел на глубину и был затоплен командой.

Желая помочь осажденному Порт-Артуру, три корабля Владивостокского отряда под командованием контр-адмирала Иессена отправились на прорыв блокады. У берегов Кореи российские броненосцы встретились с японской эскадрой. Начался бой. Крейсер «Рюрик» был подбит и, лишившись управления, начал ходить по кругу, став прекрасной мишенью для японцев. Несмотря на это, как впоследствии описывали японцы, «крейсер все еще продолжал доблестное сопротивление. С японских судов сыпался град снарядов, оба мостика были сбиты, мачты повалены, не было ни одного живого места, куда бы не попали снаряды. Большая часть бывшей на верхней палубе команды или была убита, или ранена; орудия одно за другим были подбиты и могли действовать едва лишь несколько штук. Четыре котла были разбиты, и из них валил пар. В рулевое отделение проникла вода, и крейсер понемногу садился кормой».

Иессен, решив отвлечь японцев от расстрела беззащитного крейсера, пошел на север, и эскадра японцев направилась за ним. Но вскоре у японцев стали заканчиваться снаряды и они вернулись к «Рюрику», который в то время продолжал борьбу с оставленными двумя японскими легкими крейсерами. Когда последняя пушка «Рюрика» была уничтожена, командир корабля Иванов приказал открыть кингстоны. Не спустив российского флага, «Рюрик» пошел на дно. Остальные корабли вернулись во Владивосток.

В декабре 1904 г. опорный форт России на Тихом океане Порт-Артур пал и Владивосток стал единственным оплотом империи на Дальнем Востоке. После поражения Порт-Артура оставшиеся к тому времени во Владивостоке учреждения эвакуировали и, как писали современники, «общественная жизнь города замерла. Действовали только заведения веселого характера, рестораны и шантаны».

Юрий УФИМЦЕВ

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ