2018-10-24T08:57:05+10:00 2018-10-24T08:57:05+10:00

В каком возрасте стоит начинать давать ребенку карманные деньги?

Финансовая грамотность детей передается не посредством нравоучительных бесед, а посредством эмбридинга

Надо ли давать детям карманные деньги или они должны их зарабатывать «домашним трудом и хорошей учебой», стоит ли штрафовать детей за проступки, плохие оценки и т. д.? В одних семьях тема денег самая табуированная, в других — самая горячая.

Как привить ребенку финансовую грамотность? Финансовая грамотность детей передается не посредством нравоучительных бесед, а посредством эмбридинга (дети копируют модель поведения своих родителей). Есть только два пути восприятия детьми социального поведения родителей: копирование и антагонизм. Порой копирование может происходить достаточно разумно, порой — достаточно комично. А ведь финансовая грамотность является одним из важнейших социальных навыков, который потом проявляется у каждого следующего поколения. И второй вариант — это антагонизм. Дети, которые страдают, опять же, объективно или субъективно, от неадекватного финансового поведения родителей или у кого родители патологически скупы. Страдать могут и те, у кого родители подвержены неконтролируемому пристрастию к различным финансово затратным привычкам. Дети в обоих случаях говорят «я так никогда не буду делать», выстраивая в дальнейшем свою жизненную стратегию так, чтобы не повторить опыт родителей. В общей сложности, 90% детей копируют своих родителей, и только 10% идут от обратной модели поведения.

Какие ошибки родителей можно выделить? Родители очень часто пытаются в детях создать что-то, чего нет в их жизни, но это не работает, абсолютно не работает. Условно говоря, утка не сможет научить вас трансатлантическим перелётам: для этого нужно быть гусем. Возможно, ваш сын сам научится быть «бешеным» капиталистом и будет прямой противоположностью тому образу жизни, который вы вели, но вы не сможете научить его чему-то, чего не умеете сами.

В каком возрасте прививать финансовую грамотность? Мы все развиваемся по-разному. Это связано с образованием нейронных связей в мозге. Влияет и процесс деторождения: кесарево или естественный. Влияет на развитие ребенка и состояние здоровья матери, и генетика. Но нельзя сказать, что одни люди лучше других, можно сказать, что все люди абсолютно разные. Есть дети, которые готовы к решению силлогизмов уже в 3 года, а есть дети, которых заставляют в 7–8 лет (когда они учатся в школе) насильно мыслить логически. А логически мыслить тяжело: они мыслят образами, картинками, музыкой.

Я обычно предлагаю такой силлогизм: «Все гусеницы любят капусту. Ты любишь капусту, значит, ты гусеница». Если ребенок может понять, где происходит сбой, значит, с ним можно говорить о деньгах. Если он просто чувствует, что что-то не так, но вроде все правильно («я же не гусеница»), значит, он еще не готов.

Деньги — это то, что не надо чувствовать. Деньги — это то, что надо думать. А мышление как раз и происходит посредством формально-логических связей, силлогизмов. И не надо думать, что чем раньше вы начнете, тем большего вы добьетесь. Птенца, у которого еще нет крыльев, бесполезно учить летать: ничего, кроме потери своих нервов и избыточных детских психотравм, вы не добьетесь.

В каком возрасте стоит начинать давать ребенку карманные деньги? Как только ребенок способен ответить на силлогизм о гусенице и капусте. Не стоит воспринимать деньги как что-то сакральное или что-то такое запретное. Деньги — это элемент социального взаимодействия. Ребенок должен налаживать это взаимодействие, этот процесс. Конечно, родителю удобнее, чтобы ребенок научился взаимодействовать с обществом максимально рано. Но не стоит забывать, что в данном вопросе идет весомость именно качества.

Стоит ли осуществлять контроль покупок? Контроль покупок стоит осуществлять в отношении любого лица, которое не способно себя контролировать. Особенно это касается жен и малых детей. В этом плане малые дети еще менее опасны, так как, не имея собственного дохода, они просто подлежат тотальному и жесткому контролю. Отсутствие разницы между представлением о прекрасном и вашими финансовыми возможностями может принимать достаточно нелогический ход.

Как при этом не воспитать скрягу? Где эта грань? Грани совершенно нет, это всего лишь оценочное суждение. То, что для одних «скряга», для других — бережливость. Мы говорим о том, что социальное поведение должно быть приемлемым в том обществе и в том времени, в котором он живет. Допустим, если ребенок отказывается поделиться карандашом с одноклассником, который забыл свой карандаш дома, мы считаем это патологией. Если ребенок подарит однокласснику свой новый портфель, который вы, например, привезли ему из Милана, мы тоже посчитаем патологией. То есть здесь нет какой-то нормы, здесь есть система общественных оценок.

Все, что вам нужно сделать, чтобы ваш ребенок не был социопатом, чтобы его представления о добре и зле не выбивались из социальной нормы. Соответственно, будет меняться социальная норма, и он будет меняться вместе с ней. Возьмем простой пример: школьное списывание. В советское время ребенок, который не давал списывать, считался элементом, выбивающимся из коллектива. Сейчас все наоборот. Поделишься ты, мол, своим конспектом по хирургии со своим однокурсником, а потом этот однокурсник станет чудо-хирургом, который может отрезать не ту ногу случайно. Эти примеры — это ответ на ваш вопрос о попытке воспитать ребенка не слишком скрягой, не слишком транжирой, так как нормы — динамические. Ребенок должен обладать искусством жизни в обществе.

Какие суммы следует выделять на карманные расходы? Ребенку следует выделять ровно столько, сколько нужно. Здесь все очень просто. Любой избыток позволяет делать сбережения. Сбережения не могут появляться из ничего: ребенок не зарабатывает деньги. Условно говоря, он работает внутри установленного бюджета. Вы для него разрабатываете бюджет, и, конечно, желательно, чтобы вы с ним этот бюджет согласовали, чтобы он был более-менее согласен. Однако вряд ли вы достигнете с ним полного согласия. Должно быть очень простое понимание. Допустим, условно говоря, у тебя есть 100 рублей, на которые ты можешь купить 2–3 шоколадки. Хочешь — съедай все в один день, хочешь — растяни удовольствие. У тебя есть бюджет, и ты должен в него уложиться. Если ты в него уложился — ты молодец, если нет — это твоя проблема.

Вы должны понять очень четко, что из расходов вы доверяете ребенку делать самому, и давать ему столько денег, чтобы на эти расходы хватало. Если будет излишек — это будет плохо: ребенок банально не поймет концепцию бюджета, останется на всю жизнь травмированным, не научившись планировать свои расходы. Если денег на карманные расходы будет слишком мало, он будет чувствовать, что у него тяжелое детство. Не так сложно понять, сколько стоит минимальная «потребительская корзина» вашего ребенка. Грубо говоря, погуляйте с ним один день по Спортивной набережной, посмотрите, что и сколько он хочет купить, возьмите примерно половину от желаемого — и вот та сумма, которая должна быть у ребенка.

Стоит ли обсуждать с ним свои финансовые возможности и траты? Обязательно стоит. Ребенок — он в последнюю очередь молодой, а в первую очередь — человек. В сочетании «молодой человек» слово «человек» главнее. С ребенком в принципе стоит разговаривать. Наша огромная проблема в том, что мы разговариваем с детьми гораздо меньше, чем было бы нужно. Это объяснимо. Нас государство поставило в такие условия, что мы вынуждены работать по 20 часов в сутки. Приползаем домой, нам бы упасть и уснуть, и вполне понятно, что у нас нет ни сил, ни времени еще и Макаренко из себя изображать. Но это объяснение — ни есть оправдание. Если мы ребенку что-то не объясним 10 раз, он не поймет, а какие-то вещи и 100 раз надо объяснять. Если у вас остается хоть 1% силы после рабочего дня, обязательно говорите с ребенком.

Допустим, ребенку 12–14 лет. Он приходит и заявляет, что принял решение иметь собственные деньги, то есть пойти работать. Как родителям реагировать? Родителям в данной ситуации стоит реагировать фразой: «Да, ты имеешь на это право». Ребенок имеет право быть личностью. Он имеет право выбирать спорт, которым хочет заниматься, имеет право выбирать способ, которым он будет зарабатывать деньги. Родители должны очень деликатно и аккуратно направить ребенка на рельсы, с которых он не упадет и не разобьет себе голову. С какой скоростью ребенок будет ехать по этим рельсам — это уже его дело. Ребенок может делать ошибки, и это нормально. Вы не можете дать ребенку навыки езды на велосипеде, если вы не дадите ему этот самый велосипед и не отойдете от чада в сторону. Точно так же и с заработком.

Ваша задача сделать только так, чтобы ребенок не влез во что-нибудь нелегальное или то, что может причинить вред его здоровью. Идеальный вариант тот, если ребенок будет работать вместе с вами. В каждом деле есть куча неквалифицированной работы: что-нибудь ксерокопировать, отправлять электронную почту, вычитывать на грамматические ошибки в Word, что-то мыть, чистить. Заявил ребенок, мол, хочу свою денежку. Вы его отвели в кафе рядом с домом: «Вот есть мальчик/девочка, вот дайте ему резиновые перчатки, пусть моет посуду». Чем больше ребенок попробует себя в полезной деятельности, тем лучше это скажется на том отрезке времени, когда ребенку придется выбирать уже взрослую и постоянную профессию. Ранний труд поможет избежать глупейших ситуаций.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ