Специальные административные районы (САР), созданные в Калининграде (остров Октябрьский) и Владивостоке (остров Русский), можно оценить как нецелесообразные и даже вредные для российской экономики. Почему?
Вы продаете трубы большого диаметра из Урюпинска в Красноярск, а денежные средства проходят через Сингапур. В итоге Сингапур получает прибыль от операций, которые никакого отношения к нему не имеют. Вы содержите бухгалтеров, аудиторов, платите номинальным директорам компании, позволяя Сингапуру зарабатывать 150–160 тыс. долларов в год за счет компаний, которые где-то в России торгуют трубами.
САР острова Русского – совершенно другая история. Это как раз возможность для российских компаний, которые ведут бизнес в России, находиться за пределами российского налогообложения и российской юрисдикции. То есть пока в современном мире быть офшором неприлично, САР устанавливают режим конфиденциального владения и управления компаниями.
А валютное регулирование в рамках спецрежима? Компании для этих целей признаются нерезидентами. Фактически это означает снятие с них ряда ограничений, например, по открытию счетов в иностранных банках и различных отчетах о движении денежных средств.
Давайте тогда реформировать закон о валютном контроле, потому что, действительно, ограничения движения капитала в России необъяснимо жесткие. Но при этом закон не распространяется на биржевые операции, через которые капитал уходит легко и спокойно начиная с 1996 г., а иностранные инвестиции входят и выходят без особых препятствий. Дело даже не в законе, а в его правоприменении, то есть неоправданно жесткой политике банков, которые чувствуют себя «участковым милиционером», а не сервисной службой. Но, извините, это не решается через преференции списку лиц, фамилий которых мы не узнаем, так как информация закрытая.
Поэтому сегодня центробанки ограничивают движение денежных средств между «приличными» странами, такими как Германия или та же Россия, и офшорными юрисдикциями. Уже неприлично скрываться от налогов в офшорах. Такие страны, как Сингапур, кстати, не офшор, а государство с низкой налоговой ставкой. Соответственно, спецадминрайон острова Русского наносит ущерб не только российскому бюджету, но и России как субъекту международного финансового рынка, где она занимает заслуженное положение.
Может быть, у нас и экономика маленькая, но российская биржа прогрессивнее, чем многие европейские биржи, и в целом финрынок развивается успешно. А САР – пятно на имидже российского финансового рынка. И Россию могут исключить из международных финансовых соглашений. Это вынудило власти дорабатывать правовую базу САР в соответствии с требованиями ЕС. Если вы позволяете себе скрывать информацию о происхождении денежных средств, то банки могут перестать с вами работать.
Но возникает вопрос: а насколько в принципе целесообразны САР? Например, та же Германия борется с налоговыми уклонистами, не создавая на своей территории подобных анклавов. Китай просто запретил своим компаниям размещаться за рубежом. И у нас есть нормальные режимы – территории опережающего развития и свободный порт Владивосток, где предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль и на имущество. Так не целесообразнее ли доработать их с учетом интересов САР? Совсем необязательно развивать историю, которая может нарушить межправительственное соглашение и грозит России исключением из системы международных расчетов, порождая совершенно неконтролируемые риски в плане противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.