Коммерсантам Приморья придется сотрудничать с правоохранительными органами

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Перечень вводимых мер определяется компанией самостоятельно. Главное требование — они не должны противоречить федеральному законодательству и налагать на работников организации дополнительные обязанности.

Несмотря на внешнюю простоту этих требований, органы прокуратуры регулярно выявляют различные нарушения в деятельности коммерческих организаций. Наиболее типичными из них являются: непринятие локальных актов по вопросам профилактики коррупции либо несвоевременное приведение их в соответствие с действующим законодательством; непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; отсутствие должного взаимодействия с правоохранительными органами.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, имущества, в том числе имущественных прав, услуг, работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или его близкими (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами), а также гражданами/организациями, с которыми эти лица связаны имущественными, корпоративными или иными отношениями.

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 273, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются подготовка и совершение коррупционных правонарушений, к организации могут быть применены соответствующие меры. Впрочем, применение мер не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. В настоящее время ответственность организаций наступает за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП) и незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП). Возбуждение дел о таких административных правонарушениях является исключительной компетенцией прокурора. Рассматривают указанные дела судьи судов общей юрисдикции (федеральные судьи).

Минтруд рекомендует

На минувшей неделе Минтруд России обнародовал на своем сайте целый ряд материалов с рекомендациями по внедрению в организациях антикоррупционных мер. По его мнению, приверженность организации закону и высоким этическим стандартам в деловых отношениях способствуют укреплению ее репутации среди других компаний и клиентов.

При этом репутация может до некоторой степени служить защитой от коррупционных посягательств со стороны недобросовестных представителей других компаний, государственных и муниципальных органов: последние могут воздерживаться от предложения или вымогательства незаконного вознаграждения, поскольку будут знать, что такое предложение будет отвергнуто. Кроме того, реализация мер по предупреждению коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, в том числе и иностранных.

Отказ организации от участия в коррупционных сделках и профилактика коррупции также способствуют добросовестному поведению ее сотрудников по отношению друг к другу и к самой организации. И наоборот: лояльное отношение организации к незаконному и неэтичному поведению в отношении деловых партнеров может привести к появлению у сотрудников ощущения, что такое поведение приемлемо и в отношении своего работодателя и коллег.

При разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи) и иные особенности. Ее разработчиком может выступать работник или структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции.

Принятие антикоррупционной политики организации должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах и разъяснением важности их соблюдения. Всех работников организации следует ознакомить с ней под роспись. Обязанность ее соблюдения также рекомендуется включать в трудовые договоры.

Коррупционные риски

При выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками данной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов они наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.

В этой связи основополагающим элементом системного и последовательного подхода к предупреждению коррупции в организации

является оценка коррупционных рисков, и именно с нее рекомендуется начинать процесс внедрения антикоррупционных мер. Идентификация, анализ и ранжирование коррупционных рисков закладывают основания для последующего управления ими: принятие мер по минимизации коррупционных рисков, мониторинг эффективности и при необходимости корректировка принимаемых мер.

При проведении оценки коррупционных рисков рекомендуется руководствоваться следующими принципами: 1) анализировать бизнес-процессы, а не личностные качества; 2) проверять на наличие рисков все бизнес-процессы; 3) рационально распределять кадровые и финансовые ресурсы; 4) обеспечивать сочетание беспристрастности лиц, проводящих оценку, и понимания ими особенностей рассматриваемого бизнес-процесса; 5) максимально конкретизировать описание коррупционных рисков; 6) оценка рисков должна быть нацелена на конкретный практически значимый результат; 7) результаты оценки рисков должны актуализироваться на регулярной основе.

Кодексы поведения

Одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения. Их внедрение направлено на решение двух основных задач:

1) ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его попаданию в ситуацию конфликта интересов (например, получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента могут в дальнейшем побудить работника совершить те или иные действия в ее пользу, идущие вразрез с его трудовыми обязанностями);

2) затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.

Антикоррупционные кодексы могут различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации. С одной стороны, в них можно закрепить только основные ценности и принципы, которые организация намерена культивировать в своей деятельности. С другой стороны, можно установить конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Организации следует разрабатывать стандарты исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности. Дополнительно рекомендуется включать обязанность соблюдения антикоррупционных стандартов в трудовые договоры работников.

Сотрудничество с правоохранителями

Одним из важных показателей приверженности организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения является обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами, которое может быть реализовано в рамках нескольких направлений:

1) организация может принять на себя публичное обязательство сообщать в правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых работникам организации стало известно;

2) организации следует принять на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.

Сегодня организации вправе обратиться в Следственный комитет России и его территориальные органы, следователи которых в соответствии со ст. 151 УПК РФ занимаются расследованием должностных преступлений, а также в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России и его региональные управления, занимающиеся пресечением и раскрытием преступлений коррупционной направленности.

Комментарии (1)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Прокуроръ 4 недели назад
0 0
В 2018 г. органами прокуратуры Приморья было вынесено 9 постановлений по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица). Основанием для вынесения указанных постановлений послужили незаконные обещания и передача денежных средств от имени, в интересах коммерческих организаций за общее покровительство при проведении проверок, непроведение проверок, исключение из плана проверок, отвод и клеймение лесосек, заключение договора купли - продажи лесных насаждений, непринятие мер по принудительному исполнению решения судов. По возбужденным делам 11 юрлиц были привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 8,5 млн. руб.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ