Сейчас уже не столько ипотечные пузыри должны беспокоить, сколько нарастающая пузырчатость нашей экономики в целом.
Откуда берутся идеи «стимулирования стройки, более или менее понятно: всем властям надо отчитываться за «улучшение инвестиционного климата», и тут сам бог велел покрасоваться цифрой «ввода-освоения». Кто во что горазд.
При этом я понимаю и тех, кто все эти чудеса творит: на них давит «показатель». А иначе суд и тюрьма, не ты, так другие сделают такое же. Конечно, экономике сегодня не до стройки. И уж тем более не до каких-то «льготных цен».
Искусственное снижение цены (так содержательно выглядит «льгота») логично и необходимо, когда есть избыток предложения при дефиците спроса. Но сегодня у населения нет таких денег, чтобы сформировать здоровый спрос на недвижимость. В экономике под угрозой ликвидации почти треть рабочих мест. Люди испытывают трудности в прогнозировании куда менее долгосрочных расходов – отпуск, лечение, образование. Денег на покупки с горизонтом планирования до одного года может просто не быть. Какие уж тут «инвестиции»?
К слову сказать, не наблюдается какого-то избытка и в строительной отрасли. Есть избыток уже построенного «долгостроя»: эти «гнилые зубы» так и не введенных «заброшек» густо торчат по Владивостоку. Кое-где у «хозяев-инвесторов» нет денег даже на то, чтобы убрать наполовину проржавевший кран, не ровен час, вот-вот свалится на проезжую часть. Тут и великим экономистом быть не надо, чтобы понять: бетон застыл, ребята, хватит играться!
Но в мире гламурных индикаторов свои правила. Ни здравый смысл, ни реальные цифры там не указ.
Кстати, о цифрах. Их странным образом не стало. Совпадение? Но с 2019 г. Росстат перестал публиковать данные о фактическом показателе валового регионального продукта (ВРП) – главном индикаторе здоровья местной экономики. В этом легко убедиться, если зайти на сайт Приморскстата: последняя отчетность там только за 2018 г.
На дворе 2021-й, а нам предлагается «оценивать и одобрять» фактически вслепую, не считая и даже не читая итогов прошлых достижений (они и раньше были не ахти!). Оценивать и одобрять под популистскую болтовню о «заботах населения» и «льготах» страждущим. При этом почему-то с каждой «льготной» судорогой власти число нуждающихся в поддержке становится все больше.
Игры с ипотекой с самого начала были разрушительной затеей. Ведь кредит – это не что иное, как деньги, такая же эмиссия, такой же «печатный станок». Но если кому-то на рынке они становятся доступнее, чем остальным, значит, все остальные будут в проигрыше.
Почему-то закон о правах потребителей прямо запрещает продавать один и тот же товар по разным ценам для разных покупателей. И там эта истина очевидна. А вот в банковской сфере вдруг решили переписать школьную арифметику под «политический момент». Ну и, как говорится, «итог немного предсказуем»: стагнация всех остальных производственных сфер при явном «перегреве» ипотечной конъюнктуры «Деньги ж к деньгам».
Безусловно, спекулятивный рост цен на недвижимость – это логичный, но еще не самый худший результат. Куда страшней «мультипликативный антиэффект», когда реальный сектор, сам задыхаясь без денег, фактически оплачивает строителям индульгенцию на долгострой. Далее будет следующая волна – кредитные спекулянты, схлынув с рынка, бросят за собой очередные «заброшки» и новую толпу «обманутых дольщиков». Которым неизбежно предстоит оказывать «поддержку». И так далее, по кругу – этот «хоровод на граблях» наши «эффективные» столоначальники готовы танцевать до бесконечности. Даже без музыки, за которую, откровенно говоря, никто уже не платит.